Пояснительная записка
Биология 8 класс
Адаптированная программа по биологии для 8 класса разработана на основе
следующих документов:
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации»"
Закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" 1999
г.
Федеральный закон от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ОВЗ».
Федеральный перечень учебников;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными
нарушениями)
Программы специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида 5 - 9 классы», ( под редакцией Воронковой В.В.
издательство «Просвещение» Москва, 2019 год, допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ
«Яровская СОШ»
Учебный план МКОУ « Яровская СОШ» на текущий учебный год.
Устав МКОУ «Яровская СОШ»
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной
(коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под
редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2019 год,
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида направлено на
коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе
знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся
наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие
причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов
между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и
неживой природой, влияние на нее.
Курс «Биология» в 8 классе состоит из раздела «Животные».
По
этим
разделам
предусматривается
изучение
элементарных
сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и
неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию
лабораторных и практически
работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Учащиеся
знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни
некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем
строении их организма и приспособленности животных к условиям их
жизни.Все
это
даст
возможность
более
целенаправленно
способствовать развитию любознательности и повышению интереса к
предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать
мышление и речь.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной
составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является
определение качества
усвоения
учащимися программного материала,
диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание
ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль
играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако
значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и
самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих
действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в
дальнейшем.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации и Учебному плану МКОУ «Яровская»
СОШ на изучение биологии в 8 классе.Детей ОВЗ VIII вида отводится 2
часа в неделю (68 часов).
Планируемые результаты
В результате уроков биологии учащиеся 8 класса
должны знать:
Основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия
между изученными группами животных; общие признаки характерные для
каждой из этих групп животных; места обитания, образ жизни и поведение
тех животных, которые знакомы учащимся; названия некоторых наиболее
типичных представителей изученных групп животных, особенно тех которые
широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных
в природе, а также в хозяйственной деятельности человека.
должны уметь:
узнавать изученных животных, кратко рассказывать об основных чертах
строения и образа жизни изученных животных; устанавливать взаимосвязи
между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности
строения организма и поведения животных;
Проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными
животными или домашними животными, имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные
животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение
животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника
(внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание,
дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными
заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук,
комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения.
Размножение.
Вред,
приносимый
этими
насекомыми
(повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с
вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека
насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения.
Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними.
Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих
сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего
скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы
(окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение,
питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и
охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ
передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и
размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение —
ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение,
нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение
пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и
внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова,
орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и
охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание
цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей,
уток на
птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели
строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие,
или
звери.
Разнообразие
млекопитающих.
Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела,
рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы
пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и
отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни,
питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной
деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки
зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами.
Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и
их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных
зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих
животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ
жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей.
Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака.
Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни,
распространение
и
знчение
пушных
зверей.
Разведение
норки
на
зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие
признаки
ластоногих.
Отличительные
особенности
распространение и значение. Охрана морских зверей.
этих
животных,
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее
строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание
детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные
животные
дикие
и
домашние.
Общие
признаки
растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось).
Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных,
распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные
животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные
животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы,
их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания
овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание
овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих
ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд.
Особенности
внешнего
строения.
Приспособленность
к
засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение
верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым
северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя
в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног,
кожного покрова.
Значение
свиноводства.
Современные
свиноводческие
фермы
и
их
оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление.
Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного
покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и
рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки
изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и
млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних
животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или
морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их
кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за
помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок –
практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках
в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ,
письменных проверочных работ, тестирования.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
№
п/п
1
Раздел и тема
Всего:
68 часов
Введение
Многообразие
2
животного
мира
Значение
животных и их охрана
2
Беспозвоночные
животные.
Общая
12/3
характеристика. Черви.
3
Насекомые
9
Позвоночные животные
53/1
4
Рыбы
8
5
Земноводные
3
6
Пресмыкающиеся
4
7
Птицы
12
8
Млекопитающие или звери
14
16
Сельскохозяйственные млекопитающие
11
Корова
23
Обобщающее занятие
1
Итого
68
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока п/п
(№ урока
в теме)
1(1)
2(2)
3(1)
4(2)
5(3)
Тема урока
Введение – 2 часа
Многообразие животного мира.
Значение животных и их охрана
Тема № 1. Беспозвоночные животные – 12 часов
Общие признаки беспозвоночных животных
Черви -2 часа
Черви. Общие признаки червей. Дождевой червь
Круглые черви – паразиты человека
Колво
часо
в
1
1
1
1
1
6(4)
7(5)
8(6)
9(7)
10(8)
11(9)
12(10)
13(11)
14(12)
15(1)
16(2)
17(3)
18(4)
19(5)
20(6)
21(7)
22(8)
23/9
24/10
25/11
26/12
27/13
28/14
29/15
30/16
31/17
Насекомые -9 часов
Насекомые. Общие признаки насекомых
Внешнее строение и образ жизни насекомых.
Бабочка-капустница. Яблонная плодоножка
Майский жук
Комнатная муха. Медоносная пчела
Тутовый шелкопряд
Опасный пришелец из Колорадо.
Неутомимые санитары леса
Повторительно-обобщающий урок по теме «Черви»,
«Насекомые»
Тема № 2. Позвоночные животные – 53 часа
Общие признаки позвоночных животных
Рыбы – 8 часов
Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб
Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и
кровообращения. Нервная система. Размножение рыб
Речные рыбы
Морские рыбы
Рыболовство и рыбоводство.
Рациональное использование и охрана рыб
Многообразие рыб
Повторительно-обобщающий урок по теме «Рыбы»
Земноводные – 3 часа
Общие признаки земноводных. Среда обитания и
внешнее строение лягушки
Внутреннее строение земноводных. Размножение и
развитие лягушки
Хвостатые родственники лягушки.
Демонстрация живой лягушки или влажного
препарата.
Пресмыкающиеся – 4 часа
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и
внешнее строение пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение
и развитие пресмыкающихся.
Многообразие пресмыкающихся.
Демонстрация влажного препарата.
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Земноводные», «Пресмыкающиеся»
Птицы - 12 часов
Общие признаки птиц. Особенности внешнего
строения птиц.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32/18
33/19
34/20
35/21
36/22
37/23
38/24
39/25
40/26
41/27
42/28
43/29
44/30
45/31
46/32
47/33
48/34
49/35
50/36
51/37
52/38
53/39
54/40
55/41
56/42
57/43
58/44
59/45
60/46
61/47
62/48
63/49
64/50
65/51
66/52
67/53
Особенности скелета птиц
Особенности внутреннего строение птиц
Размножение и развитие птиц
Птицы, кормящиеся в воздухе
Птицы леса.
Хищные птицы. Демонстрация фильма о хищных
птицах.
Птицы пресных водоёмов и болот
Птицы, обитающие вблизи жилья человека
Нелетающие птицы. Презентация.
Домашние куры, утки и гуси. Птицеводство.
Обобщающий урок по теме «Птицы».
Млекопитающие - 14 часов
Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение
млекопитающих
Особенности скелета и нервной системы
млекопитающих.
Демонстрация скелета.
Внутренние органы млекопитающих.
Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни
человека.
Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов
Хищные звери.
Дикие пушные хищные звери
Домашние хищные звери
Ластоногие
Китообразные
Парнокопытные
Непарнокопытные
Приматы
Обобщающий урок по теме «Млекопитающие» .
Сельскохозяйственные млекопитающие – 11 часов
Корова
Содержание коров на фермах. Выращивание телят.
Овцы
Содержание овец и выращивание ягнят
Верблюды
Северные олени
Домашние свиньи
Содержание свиней на свиноводческих фермах.
Выращивание поросят.
Домашние лошади
Содержание лошадей и выращивание жеребят
Повторительно-обобщающий урок по теме
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68/54
«Сельскохозяйственные млекопитающие»
Итоговая контрольная работа
УМК:
Биология.
Животные
8
класс:
учеб.
1
для
спец.(коррекц.)
образоват.учреждений VIIIвида/ А.И.Никишов, А.В.Теремов /9-е изд.-М.:
Просвещение, 2022-231с.: ил.
Программа:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида 5 - 9 классы», (под редакцией Воронковой В.В. издательство
«Просвещение» Москва, 2029 год, допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации.