БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС ОВЗ

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии для учащихся 7
класса с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе:
- государственной программы для специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений ( под редакцией В.В. Воронковой),
допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,
- учебника «Биология. Растения. Бактерии.Грибы»: 7 кл.: Учеб. для
спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Клепинина З.А..,
входящего

в

Федеральный

перечень

учебников,

рекомендованных

Министерством образования и науки Российской Федерации,
- Методических рекомендаций : «Методические рекомендации. 7–9 классы :
учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / Т. В. Шевырёва, Е. Н. Соломина. – М.
: Просвещение, 2020. – 153 с. : ил.»
В соответствии с требованиям ФГОС обучения умственно отсталых
детей рабочие программы отдельных учебных предметов разрабатываются на
основе Примерной АООПи требований к личностным и предметным
результатам (возможным результатам) освоения АООП.
Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение»,
при изучении которого учащиеся в 5 и 6 классах получат элементарную
естественнонаучную подготовку. Преемственные связи между данными
предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его
содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в
соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными
ценностями.
Изучение биологического материала в 7–9 классах позволяет решать
задачи

экологического,

эстетического,

трудового воспитания детей и подростков.

патриотического,

физического,

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно
воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за
ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы
тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его
жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и
последующих поколений.
Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Растения. Грибы.
Бактерии», «Животные», «Человек».
Распределение времени на изучение тем учитель может планировать
самостоятельно, исходя из местных (региональных) условий.
Программа

предполагает

ведение

наблюдений,

организацию

лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение
экскурсий

―

все

это

даст

возможность

более

целенаправленно

способствовать развитию любознательности и повышению интереса к
предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся:
развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Курс биологии начинается с раздела «Растения» (7 класс), в котором
обучающиеся знакомятся с общими признаками растений и изучают
отдельные группы растений в соответствии с биологической классификацией
растительного мира.В разделе «Животные» (8 класс) большое внимание
уделяется

установлению

причинно-следственных

зависимостей

между

средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства
формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой,
формированию практических умений (уход за животными, соблюдение
санитарно-гигиенических правил). В разделе «Человек» (9 класс) человек
рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов
человека

предлагается

жизненных

функций

изучать,

опираясь

важнейших

групп

на

сравнительный

растительных

и

анализ

животных

организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ,
выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как
часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья
человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями,
узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических
умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.)
следует уделять больше внимания и во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
― сформировать элементарные научные представления о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека
и его здоровье;
― показать практическое применение биологических знаний: учить
приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим
организмом, использовать полученные знания для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем;
― сформировать

навыки

правильного

поведения

в

природе,

способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового
образа жизни;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить
анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости,
расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические
функции.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение

комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения

основной

цели

современного

образования

―

введения

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в

культуру,

овладение

ими

социокультурным

опытом.Личностные

результаты освоения курса «Биология» включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты освоения АООП образования включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применения. Предметные результаты
связаны с овладением обучающимися содержанием курса «Биология»и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Предметные

результаты

обучающихся

с

легкой

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с учебным планом организаций, реализующих АООП
для

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),курс «Биология» (предметная область «Естествознание»)
изучается в течение трех лет по 2 урока в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел курса

Планируемые предметные результаты
в соответствии с ФГОС
Минимальные

Достаточные

 Представление о
 Представление об объектах
биологии (название групп
неживой и живой природы.
изучаемых живых
 Представление о биологии
организмов).
как науки.
 Выполнение некоторых
 Знание названий групп
видов работ с учебником и
живых организмов.
тетрадью на печатной
 Выполнение заданий из
основе совместно с
учебника и тетради на
учителем
печатной основе
самостоятельно
Растения
 Узнавание и различение
 Знание признаков разных
деревьев, кустарников,
форм растительных объектов
вокруг нас
трав в окружающем мире,
(дерево, кустарник, трава),
фотографиях, рисунках.
разных групп растений
(культурных,

Представление о
дикорастущих).
культурных и
дикорастущих растений
 Представление о цветковых
растениях.
 Выполнение
классификации растений на
основе выделения общих
признаков (культурные/
дикорастущие; деревья/
кустарники/ травы)
Общее
 Представление о
 Знание частей цветковых
цветковом растении
растений (корень, стебель,
знакомство с
как живом организме.
лист, цветок).
цветковыми
 Узнавание цветковых  Представления о строении
растений в
частей цветковых растений.
растениями
окружающем мире,
 Осознание взаимосвязи:
моделях,
цветок – плоды и семена
фотографиях,
(результат развития
гербариях и рисунках.
цветка).
 Представление о
 Выполнение практических
разнообразии корней,
работ самостоятельно или
стеблей, листьев и
при предварительной
Введение
















цветков
помощи педагога по
покрытосеменных
определению частей
(цветковых) растений,
растений/выделению части
узнавание в
цветка как органа
окружающем мире,
цветкового растения
моделях,
(«Внешний вид фасоли» и
фотографиях,
«Строение семени
гербариях и рисунках.
фасоли»/строение зерновка
пшеницы/ условия
Представление о
прорастания семян/
значение корня,
глубина заделки
стебля, листьев,
семян/значение стебля в
цветков в жизни
жизни растений)по
растения.
выращиванию семян на
Представления об
естественных,
опылении как
фиксированных и
необходимом условии
иллюстрированных
образования плодов и
пособиях.
семян.
 Выполнение
Представления о
классификаций на основе
размножении
общих признаков для
растений –
разных частей растения.
распространение
 Осознание взаимосвязи
плодов и семян; об
между живой и неживой
условиях прорастания
природой.
семян.
 Осознание взаимосвязи
Представление о
внешнего строения и его
питании растения функции
образование
органических веществ
в листьях на свету.
Представление об
испарении воды
листьями.
Представление о
дыхании растений.
Представление о
листопаде.
Представление о
передвижении воды и
питательных веществ
по стеблю.
Выполнение
некоторых
практических работ,


Многообразие



растительного
мира






предусмотренных
программой:
«Внешний вид семян
фасоли», «Внешний
вид зерновки»,
«Условия
прорастания семян»,
«Определение
всхожести семян» (10
штук), установление
изменения цвета
раствора крахмала
при действии на него
раствора йода;
нахождение
органических веществ
в разных частях
растения: в семенах
(жир), в корнеплодах
и плодах (сахар).
Применение
полученных знаний в
бытовых ситуациях
Представления о
многообразии
растений ( махах,
папоротниках,
голосеменных и
покрытосеменных
растениях).
Знание особенностей
внешнего вида
изученных растений.
Узнавание растений в
окружающем мире,
моделях,
фотографиях,
коллекциях и
рисунках.
Применение
полученных знаний в
бытовых ситуациях
(уход за растениями в
доме, огороде, саду и

 Знание особенностей
внешнего вида групп
изученных растений.
 Знание признаков
сходства и различия
групп изученных
растений.
 Выполнение
классификаций на
основе изученных
признаков.
 Узнавание
представителей
изученных групп
растений по внешнему
виду (на естественных,
фиксированных и
иллюстративный
пособиях).
 Установление
взаимосвязей между





Растения –



живой
организм







Бактерии,
грибы

т. д.).
Выполнение
некоторых
практических работ,
предусмотренных
программой: строение
луковицы, строение
клубня картофеля,
перевалка пересадка
комнатных растений
и др.
Знание правил
поведения в природе,
техники безопасности
при выполнении
работ в саду и
огороде
Представление о
растении как живом
организме.
Знание общих
признаков растений
как живых
организмов
(питаются, дышат,
размножаются).
Узнавание растений в
окружающем мире,
моделях,
фотографиях,
гербариях и рисунках.
Применение
полученных знаний в
бытовых ситуациях

 Представления о
бактериях как
мельчайших живых
организмах.
 Применение
полученных знаний и

формой и функцией,
средой обитания и
внешним видом.
 Выполнение
практических работ
самостоятельно или при
предварительной
помощи педагога:
осенние и весенние
работы в саду и на
пришкольном участке

 Установление
взаимосвязи между
средой обитания и
внешним видом
растения (единство
формы и функции),
осознание взаимосвязей
между растением и
условиями его жизни
(полив, минеральная
подборка, свет, тепло,
свежий воздух).
 Владение
сформированными
знаниями в учебных,
учебно-бытовых,
учебно-трудовых
ситуациях
(сельскохозяйственный
труд и т. д.).
 Представления о
различных группах
бактерий.
 Установление
взаимосвязи между
процессами,










сформированных
умений в бытовых
ситуациях
(предупреждение
опасных заболеваний,
вызванных
болезнетворными
бактериями.
Знание правил
безопасного образа
жизни (соблюдение
личной гигиены,
гигиены питания).
Представления о
шляпочных грибах
как живых
организмах.
Знание особенностей
внешнего вида
съедобных грибов,
узнавание и
различение
съедобных грибов в
окружающем мире,
моделях,
фотографиях,
рисунках.
Знание общих правил
поведения в природе
(сбора грибов).
Применение
полученных знаний и
сформированных
умений в бытовых
ситуациях (сбор и
употребление грибов)








происходящими в
природе и жизни
человека и
деятельностью бактерий
(инфекционные
заболевания, гниения
умерших растений и
животных и т. д.).
Представление о
строений шляпочного
гриба.
Установление
взаимосвязи между
средой обитания и
строением гриба
(взаимосвязь корней
растений и грибов).
Знание особенностей
внешнего вида
съемочных и
несъедобных грибов,
узнавание и различение
съедобных и
несъедобных грибов в
окружающем мире,
моделях, фотографиях,
рисунках.
Владение
сформированными
знаниями в учебных,
учебно-бытовых,
учебно-трудовых
ситуациях

Планируемые личностные результаты:
 Осознание необходимости охраны природы;
 Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в
природе и сохранением многообразия мира растений;

 Формирование

установки

на

безопасный

здоровый

образ

жизни

(соблюдать правила выполнения проведения простейших опытов

по

изучению растений, грибов, бактерий, правила поведения в природе и
бережного отношения к растительным организмом);
 Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной
жизни;
 Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту,
гармонию окружающей природы);
 Формирование готовности к самостоятельной жизни;
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
 Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в
классе и на пришкольном участке.
Метапредметные результаты:
- умение работать с разными источниками биологической информации;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих

действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и
окружающих;
- умение использовать речевые средства для аргументации своей

позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«БИОЛОГИЯ» В 7 КЛАССЕ
Растения. Бактерии.Грибы
(2 ч в неделю)
Введение. Значение растений и их охрана Общее знакомство с цветковыми
растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения,
цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветение и плодоношение растений. Строение цветка (на примере цветка
вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков.
Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные.
Распространение плодов и семян.
Семена растений. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы).
Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Практическаяработа:
– определение всхожести семян.
Демонстрацияопытов:
– условия, необходимые для прорастания семян;
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы
(стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение
корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист.

Внешнее

строение

листа

(листовая

пластинка,

черешок).

Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения —
образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в
листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание
растений. Листопад и его значение.
Демонстрацияопытов:
– испарение воды листьями;
– дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение

углекислого газа в темноте).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни
растения – доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам
растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам.
Разнообразие стеблей.
Демонстрацияопыта:
– передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение – целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего
растительного организма со средой обитания)
Лабораторныеработы
1. Органы цветкового растения.
2. Строение цветка.
3. Строение семени фасоли.
4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма,
окраска, величина.
Экскурсии:
–

в

природу для

ознакомления

с

цветками

и

соцветиями,

с

распространением плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие бактерий, грибов, растений
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы
съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания
мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания
папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от
лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков,
плодов с семенами).
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например, пшеница) и
двудольные (например, фасоль). Характерные различия (строение семян,
корневая система, жилкование листа).
О д н о д о л ьн ы е р а с те н и я
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего
строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев,
уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура
для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика
(цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев,
уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные

лилейные

открытого

и

закрытого

грунтов

(хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практическиеработы:
— перевалка и пересадка комнатных растений.
Лабораторнаяработа
Строение луковицы.
Д в уд о л ь н ы е р а с те н и я
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных
районов), петуния, черный паслен, душистый табак.
Лабораторнаяработа
Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин
— кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая
земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения
яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их
уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник.

Ноготки, бархатцы — однолетние

цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин —
многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных.
Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Заключение. Растение — живой организм. Обобщение материала о
растениях.
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы разделов
Количество часов
всег Л.Р. и П.Р.
о
Введение.
1
Растения вокруг нас
3
Общее знакомство с цветковыми растениями
22
4
Многообразие растительного мира
5
Однодольные покрытосеменные растения
8
1
Двудольные покрытосеменные растения
21
1
Уход за комнатными растениями
3
2
Бактерии
1
Грибы
2
Резервное время
2
Итого
68
8

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема

Количес
тво часов

О чем расскажет учебник. Как работать с учебником
2. Разнообразие растений
3. Значение растений
4. Охрана растений
5. Строение растения
6. Строение цветка Лабораторная работа №1 «Строение
цветка»
7. Виды соцветий
8. Опыление цветков
9. Разнообразие плодов
10. Размножение растений семенами. Распространение
плодов и семян
11. Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная
работа №2 «Внешний вид фасоли»
12. Строение семени пшеницы Лабораторная работа №3
«Строение зерновки пшеницы»

1

13. Условия прорастания семян
14. Определение всхожести семян. Правила заделки семян

1

1.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

в почву Лабораторная работа №4 «Определение
всхожести семян»
15. Виды корней
16. Корневые системы

1

17. Видоизменения корней
18. Внешнее строение листа

1

19. Из каких веществ состоит растение
20. Испарение воды листьями

1

21. Дыхание растений
22. Листопад и его значение

1

23. Строение стебля
24. Значение стебля в жизни растений

1

25. Разнообразие стеблей
26. Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой

1

обитания
27. Деление растений на группы
28. Мхи

1
1
1
1
1
1
1
1

29. Папоротники
30. Голосеменные. Хвойные растения
31. Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

на классы
Злаковые. Общие признаки злаковых
Хлебные злаковые культуры
Выращивание зерновых
Использование злаков в народном хозяйстве
Лилейные. Общие признаки лилейных
Цветочно-декоративные лилейные
Овощные лилейные Лабораторная работа №5
«Строение луковицы»
Дикорастущие лилейные. Ландыш
Пасленовые. Общие признаки пасленовых.
Дикорастущие пасленовые. Паслен
Овощные и технические пасленовые. Картофель
Лабораторная работа №6 «Строение клубня картофеля»
Овощные пасленовые. Томат
Овощные пасленовые. Баклажан и перец
Цветочно-декоративные пасленовые
Бобовые. Общие признаки бобовых
Пищевые бобовые растения
Фасоль и соя – южные бобовые культуры
Кормовые бобовые растения
Розоцветные. Общие признаки розоцветных
Шиповник – растение группы розоцветных
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня
Плодово-ягодные розоцветные. Груша
Плодово-ягодные розоцветные. Вишня
Плодово-ягодные розоцветные. Малина
Плодово-ягодные розоцветные. Земляника
Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные
культуры
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных
Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник
Календула и бархатцы – однолетние цветочнодекоративные сложноцветные
Маргаритка и георгин – многолетние цветочнодекоративные сложноцветные
Перевалка комнатных растений Практическая работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

62.
63.
64.
65.
66.
67
68

№1 «Перевалка комнатных растений»
Пересадка комнатных растений Практическая работа
№2 «Пересадка комнатных растений»
Промежуточная аттестация в форме теста
Бактерии
Строение грибов
Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы
Обобщение «Цветковые растения»
Обобщение «Бактерии. Грибы»
Итого

1
1
1
1
1
1
1
68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. З.А. Клепинина. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для 7
класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида, - Москва: Просвещение, 2020 и позже. 2. Программа для 5-9 классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Биология. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2020
г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».