ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Примерной рабочей программы курса
внеурочной деятельности 2022 г. в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена
на
достижение
планируемых
результатовосвоенияпрограммыосновногообщегообразованиясучетомвыборауча
стниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Важность
реализации
программы
обусловлена
особенностью
проектно-
исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного
мира,
является
залогом
общественного прогресса
и важным
условием
индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена
таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с
успешной
реализацией
разнообразных
проектов
и
исследований
—
в
науке,творчестве,бизнесе,вбыту.Поэтому,чтобышколапо-настоящемустала
«учительницей
жизни»,
важно
учить
школьника
основам
проектно-
исследовательской деятельности.
Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют
стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного
цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре,
межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т п.
Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их
индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в
привлекательной для них деятельности.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и
осуществления
собственнойпроектно-
исследовательскойдеятельности,атакжевприобретениинеобходимого опыта для
работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот опыт будет
необходим ему в старшей школе, вузе и — в перспективе — во взрослой
самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику более глубоко изучить
интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные
социальные
навыки,
необходимые
для
продуктивной
социализации
и
гармоничного вхождения в современный мир:
- навыксамостоятельногоосмысленияактуальныхисследовательскихилипрактичес
кихзадач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые
необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы
работы с ними, умение планировать собственную работуи самостоятельно
контролировать продвижение к желаемомурезультату;
- навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в
удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время
людьми многих творческих профессий;
- навык уважительного отношенияк чужим взглядам и идеям, оформленным в
работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной
собственности;
- навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и
взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
- навык
работы со специализированными компьютерными программами,
техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами,
с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность
школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет
способствовать и развитию его адекватной самооценки.
Цели, задачи и принципы организации проектной деятельности.
Цели проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им
результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования, а именно:
формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития:
умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям,
целеустремлѐнность, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни
общества,
значимости
овладение
методами
проектной
работы,
методологией
инновационной
познания,
развитие
деятельности;
продуктивного
воображения;
- развитие компетентности общения;
♦ овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при
помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта(результата)проекта;
- технологийанализаинновационногопотенциалапродуктадомоментаначалаегосозд
ания;
♦ развитиетворческихспособностейиинновационногомышленияобучающихсянабаз
е:
- предметного и метапредметного содержания;
- владения приѐмами и методами проектной деятельности, творческого поиска
решений структурированных и неструктурированных задач;
♦ общение
и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников,
учителей, специалистов за счѐт потенциала и многообразия целей, задач и видов
проектной деятельности.
Данная
Программа
обучения,дополняяеѐ
индивидуализации,
преобразует
предметно-ориентированную
метапредметными
дифференциации
и
возможностями
мотивации
и
модель
средствами
личностно
значимой
деятельности. Логика Программы базируется на идее формирования и развития
целостной мировоззренческой картины обучающихся через использование
традиционных
интегрирования,
методов
проектной
конструирования,
деятельности:
проектирования,
моделирования,
исследования,
сотрудничества.
Основные направления проектной деятельности обучающихся
При организации проектной деятельности в рамках Программы будут
учитываться следующие факторы:
♦ организация проектных работ школьников обеспечит сочетание различных
видов познавательной деятельности;
♦ взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельность.
Отраженывсееѐ точки соприкосновения с учебными программам и по предмету;
♦ многообразиеформпроектнойдеятельностипозволитобеспечитьподлиннуюинте
грацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них
УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как
принцип организации образовательного процесса в основной школе;
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приѐмов, которые
позволяют
решитьтуилиинуюпроблемуилизадачуврезультатесамостоятельныхдействий
учащихся
собязательнойпрезентациейэтихрезультатов.Проектнаятехнологиявключаетвсебя
совокупностьисследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого
проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами
пользуется школьник во время проведения исследования или с которыми он
вступает во взаимодействие во время реализации проекта;
активное
участие
посредством
реализации
социально
ориентированных
исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны
В сфере патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и
достижениям российских ученых- гуманитариев — историков, психологов,
социологов, педагогов
В сфередуховно-нравственного воспитания:
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание
важности морально- этических принципов в деятельности исследователя;
готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать
собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
свобода
и
ответственность
личности
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:
в
условиях
индивидуального
и
восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в
ходе проектно- исследовательской деятельности, к традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения. В сфере физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и
важнейшего ориентира для проектных работ;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с реализуемым
школьником социальным проектом или публичной защитой собственного
исследования,
осмысляя
собственный
опыт
проектно-исследовательской
деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального
будущего.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных или групповых
проектов;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения знания, полученного в ходе исследования.
В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством научного и
практического познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
компетентности
через
практическую
проектную
и
исследовательскую
деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других);
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
формулировать собственные исследовательские или проектные идеи, понятия,
гипотезы
об
объектахиявлениях,втомчислеранеенеизвестных,осознаватьдефицитсобственных
знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умениеоцениватьсвоидействиясучетомвлияниянаокружающуюсреду,достижения
целейи преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
1.
Овладение универсальными познавательными действиями.
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов;
делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать
вопросы как исследовательский инструмент;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждении
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить
по
самостоятельно
составленному
плану
исследование
по
установлению особенностей объекта изучения, при- чинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования; самостоятельно
формулировать обобщения
и выводы по
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразл
ичных видов и форм представления;
находитьсходныеаргументы(подтверждающиеилиопровергающиеоднуитужеиде
ю,версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации; эффективно
систематизировать информацию.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной
или исследовательской работы при решении конкретной практической или
научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать
собственные действия с другими членами команды;
оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями
владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской и
проектной работы (выявление проблемы, требующей решения);
составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами
самоконтроля — осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку
полученных результатов исследовательской или проектной работы;
вноситькоррективывработусучетомвыявленныхошибок,возникшихтрудностей.
Предметные результаты
Предметные
результаты
освоения
программы
курса
внеурочной
деятельности(основное общее образование) представлены с учетом специфики
содержания
предметных
областей,
затрагиваемых
в
ходе
проектно-
исследовательской деятельности школьников.
Русскийязык:
-извлечение
оперирование
информации
ею,
из
свободное
различных
источников,
пользование
ее
осмысление
лингвистическими
и
словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в
электронной форме;
-осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного
высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
-обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в
соответствии с ситуацией и сферой общения; осознанное расширение речевой
практики;
-овладениеосновныминормамисовременногорусскоголитературногоязыка.
Литература:
-умение участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с
приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
-умение использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в
библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи;
-применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности.
Иностранный язык:
-участие в исследовательской, проектной деятельности предметного и
межпредметного характера с использованием иноязычных материалов;
-использование
иноязычных словарей
и
справочников,
в
том
числе
информационно- справочных систем в электронной форме.
История:
-овладение историческими понятиями и их использование для решения
исследовательских и проектных задач;
-умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов;
-умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных типов;
-умение находить и критически анализировать для решения исследовательской
задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного
края), оценивать их полнотуи достоверность, соотносить с историческим
периодом;
-умение соотносить извлеченную информацию с информацией из других
источников при изучении исторических событий, явлений, процессов;
умениепривлекатьконтекстнуюинформациюприработесисторическимиисточник
ами.
Обществознание:
-освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, о характерных чертах
общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, включая правовые нормы;
-умение классифицировать по разным признакам(в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, характеризовать их
существенные признаки, элементы и основные функции;
-умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных
сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
-умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов,
явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и
основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и
общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи
политических потрясений и социально- экономических кризисов в государстве;
-умение
использовать
полученные
знания
для
объяснения
сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
смысловым
-овладение
чтением
текстов
обществоведческой
позволяющим
тематики,
воспринимать,пониматьи
интерпретироватьсмыслтекстовразныхтипов,жанров,назначения в целях решения
различных исследовательских или проектных задач;
-овладение
приемами
поиска
и
извлечения
социальной
информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из
различных адаптированных источников и публикаций средств массовой
информации с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
сети
Интернет;
умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая
экономико-статистическую, из адаптированных источников и публикаций СМИ,
соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании
поведения человека, личным социальным опытом;
умение, используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
приобретение опыта использованияполученных знаний в практической
проектной деятельности.
География:
-использовать знания об особенностях компонентов природы России и еѐ
отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых
производств с учѐтом экологической безопасности;
-критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их
природные,
социальные,
политические,
технологические,
экологические
аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения
домохозяйства, предприятия и национальной экономики;
-формулировать
оценочные
суждения
о
воздействии
человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о
динамике, уровнеи структуре социально-экономического развития России, месте
и роли России в мире;
Физика
-исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без
начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины
нити; зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от
угла падения):
-планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин с учѐтом заданной
погрешности измерений в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;
-осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет,
самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения
достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и
дополнительных источников;
-использовать
при
выполнении
учебных
заданий
научно-популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет;
владеть
приѐмами
конспектирования
текста,
преобразования
информации из одной знаковой системы в другую;
-создавать собственные письменные
и устные сообщения на основе
информации из нескольких источников физического содержания, публично
представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при
этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раздела
физики и сопровождать выступление презентацией с учѐтом особенностей
аудитории сверстников.
Химия:
-применятьосновныеоперациимыслительнойдеятельности—анализисинтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных
связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественнонаучные методы познания
—наблюдение,измерение,моделирование,эксперимент(реальныйимысленный).
Биология:
-проводить простейшие исследования и объяснять их результаты;
-соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием,химическойпосудойвсоответствиисинструкцияминаурокеивовне
урочной деятельности;
-владеть приѐмами работы с биологической информацией: формулировать
основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4—5)
источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в
другую;
-преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
-создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный
аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией
с учѐтомособенностей аудитории сверстников.
Математика:
-развитие логических представлений и навыков логического мышления
осуществляется на протяжении всех лет обучения в основной школе в рамках
всех названных курсов.
-строить высказывания и отрицания высказываний, распознавать истинные и
ложные
высказывания,
приводить
примеры
и
контрпримеры,
овладеет
понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство — и научится
использовать их при выполнении учебных и внеучебных задач.
Информатика:
-ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать
полное имя файла или папки (каталога), путь к файлуили папке (каталогу);
работать
с
файловой
системой
персональногокомпьютерасиспользованиемграфическогоинтерфейса:создавать,к
опировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги),
выполнять поиск файлов; защищать информацию, в том числе персональные
данные,
от
вредоносного
программного
обеспечения
с
использованием
встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств
защиты; 6 пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации»,
-«передача информации»; разбивать задачи на подзадачи; 6 составлять
программы для управления исполнителем в среде текстового программирования,
в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур)
с параметрами; создавать и редактировать текстовые документы, содержащие
списки, таблицы; 6создавать интерактивные компьютерные презентации, в том
числе с элементами анимации.
Технология:
-длявсехмодулейобязательныепредметныерезультаты:—
организовыватьрабочееместов соответствии с изучаемой технологией; грамотно
и осознанно выполнять технологические операции в соответствии изучаемой
технологией.
Основы безопасности жизнедеятельности:
-предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся
основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности
построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и
опыте еѐ применения в повседневной жизни. Приобретаемый опыт проявляется в
понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися
минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут
использоваться
без
дополнительных
разъяснений,
приобретении
систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности,
общества и государства.
Музыка:
-предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во
всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст
своей жизни.
Изобразительное искусство:
-предметные
результаты,
формируемые
в
ходе
изучения
предмета
«Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны
отражать сформированность умений.
Физическая культура:
-отстаивать принципы здорового образа жизни, раскрывать эффективность его
форм в профилактике вредных привычек; обосновывать пагубное влияние
вредных привычек на здоровье человека, его социальную и производственную
деятельность; 6 понимать пользу туристских подходов как формы организации
здорового образа жизни.
Содержание
программы 5 класс
(34 часа)
Раздел1.Знакомство с предметом
(9часов) Что такое проект
Понятие о проектах исследовательской деятельности учащихся .Важность
исследовательских умений в жизни современного человека.
Понятия: проект, проблема, информация
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Признаки проблемы. Проблемная ситуация. Проблема в
научно- популярной статье.
Понятия : проблема, объект исследования.
Как мы познаѐм мир.
Наблюдение и эксперимент– способы познания окружающего мира. Опыты.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Еѐ значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ.
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация.
Источники информации. Библиотека. Работа с
энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник
информации.
Раздел 2. Организация и методика исследовательской работы (20 часов)
Выбор темы исследования.
Классификация
тем. Общие направления исследований. Правила выбора
темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме.
Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса,
его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции,
необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом
исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных на основе наблюдений. Что такое исследовательский
поиск.
Понятия:эксперимент,экспериментирование,анкетирование,анализ,синтез,способ
фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской
деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения,
выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор
главного. Последовательность изложения.
Понятия: Анализ, синтез ,обобщение, главное, второстепенное.
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов
исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы
по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных
Оформление презентации.
Работа на компьютере–структурирование материала, создание презентации.
Структура учебно-исследовательской работы.
Ведение, основная часть, главы, заключение, приложение.
Раздел3.Презентация исследовательской работы(5часов)Подготовка к защите.
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить
главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета,
ответы на вопросы, заключительное слово. Эталон. Оценка. Отметка.
Самооценка.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Способы преодоления
трудностей. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих
проектов. Анализ проектно- исследовательской деятельности.
Тематическое планирование.
№
Наименование разделов и тем
п/
программы
Кол.
Электронные цифровые
часов
образовательные
п
1.
ресурсы
Знакомство с предметом
11
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.pr
osv.ru/fg/https://media.prosv.ru/content/
https://content.edsoo.ru/lab/
2.
Организация и методика
18
исследовательской работы
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.pr
osv.ru/fg/
https://media.prosv.ru/content/https://conte
nt.edsoo.ru/lab/
3.
Презентация исследовательской
5
работы
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.pr
osv.ru/fg/
https://media.prosv.ru/content/https://conte
nt.edsoo.ru/lab/
Общее количество часов
34
Календарно-тематическоепланирование
№
Тема урока
Количеств
о часов
Электронные цифровые
образовательныересурсы
п
/
п
1
Что такое проект?
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
2
Для чего нужен проект?
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
3
Что такое проблема. Проблема–отправная
1
точка проекта.
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
4
Как сформулировать проблему?
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
5
Проблемная ситуация : создание минипроекта
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/
6
Проблема в научно-популярной статье: как
1
сформулировать
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
7
Способы научного познания мира :
наблюдение, эксперимент ,опыт.
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/
8
Способы научного познания мира:анализ,
1
классификация, моделирование
9
https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten
Что такое гипотеза
1
t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten
моделирование
10
Источники информации: что можно
1
найти
11
в библиотеке
Источники информации :интернет.
t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten
1
t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten
12
Как выбрать область исследования для
1
проекта
13
Выбор темы исследования
t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten
1
t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten
14
Цели и задачи исследования
1
t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten
15
1
t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/
https://media.prosv.ru/fg/
Сбор материала для исследования
https://media.prosv.ru/content/https://c
ontent.edsoo.ru/lab/
16
Методы исследования :эксперимент
1
,наблюдение, анкетирование
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
17
18
19
Мыслительные операции: анализ, синтез,
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
сравнение, обобщение, суждения,
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
умозаключения, выводы
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
Наблюдение как метод исследования. Сфера
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
наблюдения в научных исследованиях.
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
Анкетирование как метод исследования
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
Обобщение полученных данных, приемы
1
обобщения.
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
20
Обобщение полученных данных
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
21
Составление плана работы над проектами.
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
22
Определение предмета и методов
1
исследования в работе над проектом.
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
23
Обучение анкетированию,
Социальному опросу, интервьюированию
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/
https://media.prosv.ru/content/https://c
ontent.edsoo.ru/lab/
24
Составление анкет, опросов. Проведение
1
интервью в группах.
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
25
26
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
составление списка литературы по теме
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
исследования
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
Поиск информации в интернете
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
27
Структура учебно- исследовательской работы:
1
основная часть, деление работы на главы
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
28
Структура учебно- исследовательской работы:
1
введение, заключение
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
29
30
Структура учебно- исследовательской
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
работы: список источников,
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
приложения, содержание
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
Оформление презентации:основные правила
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
31
Подготовка защитного слова: главное и
1
второстепенное
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
32 Культура выступления, ответы на вопросы
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
33
Защита проектов: конференция
1
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
34
Анализ проектно- исследовательской
1
деятельности: подведение итогов
https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ
34
Списоклитературы
1.
Алексеев Н.Г. Проектирование
мышление
и
рефлексивное
/Н.Г.
Алексеев//Развитиеличности.—2012.—№2.—С.92—115.
2.
БоголюбовЛ.Н.Обществознание.Школьныйсловарь.Л.Н.Боголюбов
,Ю.И. Аверьянов,Н. Ю.Басикидр.;подред. Л. Н.Боголюбова,Ю.И.
Аверьянова.—М.:Просвещение,2017.
3.
ГромыкоЮ.В.Проектированиеипрограммированиеразвитияобразовани
я/Ю.В. Громыко. — М.: Московская академия развития
образования,2016.
4.
Интеграциядетейсограниченнымивозможностямивобразовательный
процесс. Начальная школа / авт.-сост.Л. В. Годовникова,И.В.
Возняк. — Волгоград:Учитель,2011.
5.
ЛазаревВ.С.Проектнаядеятельностьвшколе/В.С.Лазарев.—
Сургут:РИО СурГПУ,2014.
6.
ЛеонтовичА.В.Исследовательскаяипроектнаяработашкольников
.5—11
классы/А.В.Леонтович,А.С.Саввичев;подред.А.В.Леонтовича.—
М.: ВАКО,2014.
7.
ПерельманЯ.И.Весѐлыезадачи.Двесотниголоволомок/Я.И.Перельм
ан.— М.:Аванта+,2013.
8.
СтаровероваМ.С.Инклюзивноеобразование.Настольнаякнигапедагог
а,
работающегосдетьмисОВЗ/М.С.Староверова,Е.В.Ковалев,А.В.Захар
ова идр.;подред.М.С.Староверовой.—М.:Владос,2014.
9.
СтолыпинП.А.НамнужнаВеликаяРоссия…Полноесобраниеречейв
ГосударственнойдумеиГосударственномсовете.1906—
1911/П.А.Столыпин.
—М.:Молодаягвардия,2011.
10. Устиловская
М.: НИИ
А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. —
Инновационныхстратегийразвитияобщегообразования:Пушкинскийи
нститут, 2011.
Интернет-ресурсы
1. Официальный информационныйсайт строительства
Крымского моста (http://www.most.life/).
2. Проект«Старостьврадость»(https://starikam.org/).
3. Просветительскийпроект«Арзамас»(https://arzamas.academy).
4. Проект«Экологическаятропа»(https://komiinform.ru/news/164370/).
5. Сайт организации «Добровольцы России»
(https://добровольцыроссии.рф/ organizations/55619/info).
6. Волонтѐрскийпедагогическийотряд
(http://www.ruy.ru/organization/activities/).
7. ПроектSmart-теплицы(http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
8. IT-проектысошкольниками(https://habr.com/post/329758).
9. Объект и предмет исследования — в чѐм разница?
(https://nauchniestati.ru/blog/obekt-i-predmet-issledovaniya/).
10. Всероссийскийконкурснаучнотехнологическихпроектов(https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
11. ШкольныйкубокПреактум(http://preactum.ru/).
12. Большойэнциклопедическийсловарь(http://slovari.299.ru).
13. Понятие«цель»(http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
14. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в
Интернете (https:// startupnetwork.ru/startups/).
15. Переработкапластиковыхбутылок(http://promtu.ru/mini-zavodyi/minipererabotka-
plastika).
16. Робот,который ищетмусор(https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devochka-postroila- robota-kotoryy/).
17.
Кто такой эксперт и каким он должен быть
(http://www.liveexpert. ru/forum/view/1257990).
18.
Как спорить с помощью метода Сократа
(https://mensby.com/career/ psychology/9209-how-to-argue-withsocrates-method).
19.
Проведениеопросов(http://anketolog.ru).
20.
Федеральнаяслужбагосударственнойстатистики(http://www.gks.ru/).
21.
Каксоздатьанкетуипровестиопрос(www.testograf.ru).
22.
Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-
mon-tazha- video).
23. Федеральныйзаконот11.08.1995г.№135-ФЗ(ред.от01.05.2018)
«О благотворительнойдеятельностии
добровольчестве(волонтѐрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).
24.
«Лабораторияпроектов»:https://media.prosv.ru/lsp/
25.
Банкзаданийпофункциональнойграмотности:https://medi
a.prosv.ru/fg/26 Электронные учебники:
https://media.prosv.ru/content/
27.Интерактивныевиртуальныелабораторныеипрактическиеработынауглубленн
омуровне основного общего образования https://content.edsoo.ru/lab/