РП ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Примерной рабочей программы курса
внеурочной деятельности 2022 г. в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена

на

достижение

планируемых

результатовосвоенияпрограммыосновногообщегообразованиясучетомвыборауча
стниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Важность

реализации

программы

обусловлена

особенностью

проектно-

исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного
мира,

является

залогом

общественного прогресса

и важным

условием

индивидуального развития человека. Жизнь современного общества устроена
таким образом, что любые более или менее серьезные изменения связаны с
успешной

реализацией

разнообразных

проектов

и

исследований

—

в

науке,творчестве,бизнесе,вбыту.Поэтому,чтобышколапо-настоящемустала
«учительницей

жизни»,

важно

учить

школьника

основам

проектно-

исследовательской деятельности.
Программа будет востребована в первую очередь школьниками, которые имеют
стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного
цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре,
межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т п.
Для таких детей она окажется значимым подспорьем в реализации их
индивидуальных интересов и потребностей, позволит им реализовать себя в
привлекательной для них деятельности.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и
осуществления

собственнойпроектно-

исследовательскойдеятельности,атакжевприобретениинеобходимого опыта для
работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот опыт будет
необходим ему в старшей школе, вузе и — в перспективе — во взрослой
самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику более глубоко изучить

интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные
социальные

навыки,

необходимые

для

продуктивной

социализации

и

гармоничного вхождения в современный мир:
- навыксамостоятельногоосмысленияактуальныхисследовательскихилипрактичес

кихзадач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые
необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы
работы с ними, умение планировать собственную работуи самостоятельно
контролировать продвижение к желаемомурезультату;
- навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в

удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время
людьми многих творческих профессий;
- навык уважительного отношенияк чужим взглядам и идеям, оформленным в

работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной
собственности;
- навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и

отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и
взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
- навык

работы со специализированными компьютерными программами,

техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами,
с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность
школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет
способствовать и развитию его адекватной самооценки.
Цели, задачи и принципы организации проектной деятельности.
Цели проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им
результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования, а именно:
формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития:

умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям,
целеустремлѐнность, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни

общества,

значимости

овладение

методами

проектной

работы,

методологией

инновационной

познания,

развитие

деятельности;
продуктивного

воображения;
- развитие компетентности общения;
♦ овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при

помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта(результата)проекта;
- технологийанализаинновационногопотенциалапродуктадомоментаначалаегосозд

ания;
♦ развитиетворческихспособностейиинновационногомышленияобучающихсянабаз

е:
- предметного и метапредметного содержания;
- владения приѐмами и методами проектной деятельности, творческого поиска

решений структурированных и неструктурированных задач;
♦ общение

и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников,

учителей, специалистов за счѐт потенциала и многообразия целей, задач и видов
проектной деятельности.
Данная

Программа

обучения,дополняяеѐ
индивидуализации,

преобразует

предметно-ориентированную

метапредметными
дифференциации

и

возможностями
мотивации

и

модель

средствами

личностно

значимой

деятельности. Логика Программы базируется на идее формирования и развития
целостной мировоззренческой картины обучающихся через использование
традиционных
интегрирования,

методов

проектной

конструирования,

деятельности:
проектирования,

моделирования,
исследования,

сотрудничества.
Основные направления проектной деятельности обучающихся
При организации проектной деятельности в рамках Программы будут

учитываться следующие факторы:
♦ организация проектных работ школьников обеспечит сочетание различных

видов познавательной деятельности;
♦ взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельность.

Отраженывсееѐ точки соприкосновения с учебными программам и по предмету;
♦ многообразиеформпроектнойдеятельностипозволитобеспечитьподлиннуюинте

грацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них
УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как
принцип организации образовательного процесса в основной школе;
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приѐмов, которые
позволяют
решитьтуилиинуюпроблемуилизадачуврезультатесамостоятельныхдействий
учащихся
собязательнойпрезентациейэтихрезультатов.Проектнаятехнологиявключаетвсебя
совокупностьисследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания:
готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого
проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами
пользуется школьник во время проведения исследования или с которыми он
вступает во взаимодействие во время реализации проекта;
активное

участие

посредством

реализации

социально

ориентированных

исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны

В сфере патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и
достижениям российских ученых- гуманитариев — историков, психологов,
социологов, педагогов
В сфередуховно-нравственного воспитания:
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание
важности морально- этических принципов в деятельности исследователя;
готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать
собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
свобода

и

ответственность

личности

общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:

в

условиях

индивидуального

и

восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в
ходе проектно- исследовательской деятельности, к традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения. В сфере физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и
важнейшего ориентира для проектных работ;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с реализуемым
школьником социальным проектом или публичной защитой собственного
исследования,

осмысляя

собственный

опыт

проектно-исследовательской

деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального
будущего.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных или групповых
проектов;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения знания, полученного в ходе исследования.
В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством научного и
практического познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
компетентности

через

практическую

проектную

и

исследовательскую

деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других);
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
формулировать собственные исследовательские или проектные идеи, понятия,
гипотезы

об

объектахиявлениях,втомчислеранеенеизвестных,осознаватьдефицитсобственных
знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умениеоцениватьсвоидействиясучетомвлияниянаокружающуюсреду,достижения
целейи преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
1.

Овладение универсальными познавательными действиями.

Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов(явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов;
делать выводы с

использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать
вопросы как исследовательский инструмент;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждении
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

исследование

по

установлению особенностей объекта изучения, при- чинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования; самостоятельно

формулировать обобщения

и выводы по

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразл
ичных видов и форм представления;
находитьсходныеаргументы(подтверждающиеилиопровергающиеоднуитужеиде
ю,версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и

иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации; эффективно
систематизировать информацию.
2.

Овладение универсальными коммуникативными действиями.

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной
или исследовательской работы при решении конкретной практической или
научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать
собственные действия с другими членами команды;
оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
3.

Овладение универсальными регулятивными действиями

владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской и
проектной работы (выявление проблемы, требующей решения);
составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами
самоконтроля — осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку
полученных результатов исследовательской или проектной работы;
вноситькоррективывработусучетомвыявленныхошибок,возникшихтрудностей.
Предметные результаты
Предметные

результаты

освоения

программы

курса

внеурочной

деятельности(основное общее образование) представлены с учетом специфики
содержания

предметных

областей,

затрагиваемых

в

ходе

проектно-

исследовательской деятельности школьников.
Русскийязык:
-извлечение
оперирование

информации
ею,

из

свободное

различных

источников,

пользование

ее

осмысление

лингвистическими

и

словарями,

справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в
электронной форме;
-осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного
высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
-обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в
соответствии с ситуацией и сферой общения; осознанное расширение речевой
практики;
-овладениеосновныминормамисовременногорусскоголитературногоязыка.
Литература:
-умение участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с
приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
-умение использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в
библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи;
-применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности.

Иностранный язык:
-участие в исследовательской, проектной деятельности предметного и
межпредметного характера с использованием иноязычных материалов;
-использование

иноязычных словарей

и

справочников,

в

том

числе

информационно- справочных систем в электронной форме.
История:
-овладение историческими понятиями и их использование для решения
исследовательских и проектных задач;
-умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов;
-умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку
зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных типов;
-умение находить и критически анализировать для решения исследовательской
задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного
края), оценивать их полнотуи достоверность, соотносить с историческим
периодом;
-умение соотносить извлеченную информацию с информацией из других
источников при изучении исторических событий, явлений, процессов;
умениепривлекатьконтекстнуюинформациюприработесисторическимиисточник
ами.
Обществознание:
-освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, о характерных чертах
общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, включая правовые нормы;

-умение классифицировать по разным признакам(в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, характеризовать их
существенные признаки, элементы и основные функции;
-умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных
сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;
-умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов,
явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и
основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и
общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи
политических потрясений и социально- экономических кризисов в государстве;
-умение

использовать

полученные

знания

для

объяснения

сущности,

взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
смысловым

-овладение

чтением

текстов

обществоведческой

позволяющим

тематики,

воспринимать,пониматьи

интерпретироватьсмыслтекстовразныхтипов,жанров,назначения в целях решения
различных исследовательских или проектных задач;
-овладение

приемами

поиска

и

извлечения

социальной

информации

(текстовой, графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из
различных адаптированных источников и публикаций средств массовой
информации с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
сети

Интернет;

умение

анализировать,

обобщать,

систематизировать,

конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая
экономико-статистическую, из адаптированных источников и публикаций СМИ,
соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании
поведения человека, личным социальным опытом;
умение, используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
приобретение опыта использованияполученных знаний в практической
проектной деятельности.

География:
-использовать знания об особенностях компонентов природы России и еѐ
отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых
производств с учѐтом экологической безопасности;
-критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их
природные,

социальные,

политические,

технологические,

экологические

аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения
домохозяйства, предприятия и национальной экономики;
-формулировать

оценочные

суждения

о

воздействии

человеческой

деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о
динамике, уровнеи структуре социально-экономического развития России, месте
и роли России в мире;
Физика
-исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без
начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины
нити; зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от
угла падения):
-планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин с учѐтом заданной
погрешности измерений в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;

-осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет,
самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения
достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и
дополнительных источников;
-использовать

при

выполнении

учебных

заданий

научно-популярную

литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет;

владеть

приѐмами

конспектирования

текста,

преобразования

информации из одной знаковой системы в другую;
-создавать собственные письменные

и устные сообщения на основе

информации из нескольких источников физического содержания, публично
представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при
этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раздела
физики и сопровождать выступление презентацией с учѐтом особенностей
аудитории сверстников.
Химия:
-применятьосновныеоперациимыслительнойдеятельности—анализисинтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных
связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественнонаучные методы познания
—наблюдение,измерение,моделирование,эксперимент(реальныйимысленный).
Биология:
-проводить простейшие исследования и объяснять их результаты;
-соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием,химическойпосудойвсоответствиисинструкцияминаурокеивовне
урочной деятельности;
-владеть приѐмами работы с биологической информацией: формулировать
основания для извлечения и обобщения информации из нескольких (4—5)
источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в
другую;

-преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
-создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный
аппарат изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией
с учѐтомособенностей аудитории сверстников.
Математика:
-развитие логических представлений и навыков логического мышления
осуществляется на протяжении всех лет обучения в основной школе в рамках
всех названных курсов.
-строить высказывания и отрицания высказываний, распознавать истинные и
ложные

высказывания,

приводить

примеры

и

контрпримеры,

овладеет

понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство — и научится
использовать их при выполнении учебных и внеучебных задач.
Информатика:
-ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать
полное имя файла или папки (каталога), путь к файлуили папке (каталогу);
работать

с

файловой

системой

персональногокомпьютерасиспользованиемграфическогоинтерфейса:создавать,к
опировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги),
выполнять поиск файлов; защищать информацию, в том числе персональные
данные,

от

вредоносного

программного

обеспечения

с

использованием

встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств
защиты; 6 пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации»,

-«передача информации»; разбивать задачи на подзадачи; 6 составлять
программы для управления исполнителем в среде текстового программирования,
в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур)
с параметрами; создавать и редактировать текстовые документы, содержащие
списки, таблицы; 6создавать интерактивные компьютерные презентации, в том
числе с элементами анимации.
Технология:
-длявсехмодулейобязательныепредметныерезультаты:—
организовыватьрабочееместов соответствии с изучаемой технологией; грамотно
и осознанно выполнять технологические операции в соответствии изучаемой
технологией.
Основы безопасности жизнедеятельности:
-предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся
основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности
построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и
опыте еѐ применения в повседневной жизни. Приобретаемый опыт проявляется в
понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися
минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут
использоваться

без

дополнительных

разъяснений,

приобретении

систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности,
общества и государства.
Музыка:
-предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во
всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст
своей жизни.
Изобразительное искусство:
-предметные

результаты,

формируемые

в

ходе

изучения

предмета

«Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны
отражать сформированность умений.

Физическая культура:
-отстаивать принципы здорового образа жизни, раскрывать эффективность его
форм в профилактике вредных привычек; обосновывать пагубное влияние
вредных привычек на здоровье человека, его социальную и производственную
деятельность; 6 понимать пользу туристских подходов как формы организации
здорового образа жизни.

Содержание
программы 5 класс
(34 часа)
Раздел1.Знакомство с предметом
(9часов) Что такое проект
Понятие о проектах исследовательской деятельности учащихся .Важность
исследовательских умений в жизни современного человека.
Понятия: проект, проблема, информация
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Признаки проблемы. Проблемная ситуация. Проблема в
научно- популярной статье.
Понятия : проблема, объект исследования.
Как мы познаѐм мир.
Наблюдение и эксперимент– способы познания окружающего мира. Опыты.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Еѐ значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ.
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация.

Источники информации. Библиотека. Работа с

энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник
информации.
Раздел 2. Организация и методика исследовательской работы (20 часов)
Выбор темы исследования.
Классификация

тем. Общие направления исследований. Правила выбора

темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме.
Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса,
его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции,
необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом
исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных на основе наблюдений. Что такое исследовательский
поиск.
Понятия:эксперимент,экспериментирование,анкетирование,анализ,синтез,способ
фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской
деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения,
выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор
главного. Последовательность изложения.

Понятия: Анализ, синтез ,обобщение, главное, второстепенное.
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов
исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы
по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных
Оформление презентации.
Работа на компьютере–структурирование материала, создание презентации.
Структура учебно-исследовательской работы.
Ведение, основная часть, главы, заключение, приложение.
Раздел3.Презентация исследовательской работы(5часов)Подготовка к защите.
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить
главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета,
ответы на вопросы, заключительное слово. Эталон. Оценка. Отметка.
Самооценка.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Способы преодоления
трудностей. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих
проектов. Анализ проектно- исследовательской деятельности.

Тематическое планирование.
№

Наименование разделов и тем

п/

программы

Кол.

Электронные цифровые

часов

образовательные

п
1.

ресурсы
Знакомство с предметом

11

https://media.prosv.ru/lsp/https://media.pr
osv.ru/fg/https://media.prosv.ru/content/
https://content.edsoo.ru/lab/

2.

Организация и методика

18

исследовательской работы

https://media.prosv.ru/lsp/https://media.pr
osv.ru/fg/
https://media.prosv.ru/content/https://conte
nt.edsoo.ru/lab/

3.

Презентация исследовательской

5

работы

https://media.prosv.ru/lsp/https://media.pr
osv.ru/fg/
https://media.prosv.ru/content/https://conte
nt.edsoo.ru/lab/

Общее количество часов

34

Календарно-тематическоепланирование
№

Тема урока

Количеств
о часов

Электронные цифровые
образовательныересурсы

п
/
п
1

Что такое проект?

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

2

Для чего нужен проект?

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

3

Что такое проблема. Проблема–отправная

1

точка проекта.

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

4

Как сформулировать проблему?

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

5

Проблемная ситуация : создание минипроекта

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/

6

Проблема в научно-популярной статье: как

1

сформулировать

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

7

Способы научного познания мира :
наблюдение, эксперимент ,опыт.

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/

8

Способы научного познания мира:анализ,

1

классификация, моделирование
9

https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten

Что такое гипотеза

1

t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten

моделирование
10

Источники информации: что можно

1

найти
11

в библиотеке
Источники информации :интернет.

t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten

1

t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten

12

Как выбрать область исследования для

1

проекта
13

Выбор темы исследования

t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten

1

t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten

14

Цели и задачи исследования

1

t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/https://media.
prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/conten

15

1

t/https://content.edsoo.ru/lab/
https://media.prosv.ru/lsp/
https://media.prosv.ru/fg/

Сбор материала для исследования

https://media.prosv.ru/content/https://c
ontent.edsoo.ru/lab/

16

Методы исследования :эксперимент

1

,наблюдение, анкетирование

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

17

18

19

Мыслительные операции: анализ, синтез,

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi

сравнение, обобщение, суждения,

a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con

умозаключения, выводы

tent/https://content.edsoo.ru/lab/

Наблюдение как метод исследования. Сфера

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi

наблюдения в научных исследованиях.

a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con

Анкетирование как метод исследования

tent/https://content.edsoo.ru/lab/

Обобщение полученных данных, приемы

1

обобщения.

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

20

Обобщение полученных данных

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

21

Составление плана работы над проектами.

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi

a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/
22

Определение предмета и методов

1

исследования в работе над проектом.

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

23

Обучение анкетированию,
Социальному опросу, интервьюированию

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/

https://media.prosv.ru/content/https://c
ontent.edsoo.ru/lab/
24

Составление анкет, опросов. Проведение

1

интервью в группах.

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

25

26

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi

составление списка литературы по теме

a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con

исследования

tent/https://content.edsoo.ru/lab/

Поиск информации в интернете

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

27

Структура учебно- исследовательской работы:

1

основная часть, деление работы на главы

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

28

Структура учебно- исследовательской работы:

1

введение, заключение

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

29

30

Структура учебно- исследовательской

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi

работы: список источников,

a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con

приложения, содержание

tent/https://content.edsoo.ru/lab/

Оформление презентации:основные правила

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi

a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

31

Подготовка защитного слова: главное и

1

второстепенное

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

32 Культура выступления, ответы на вопросы

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

33

Защита проектов: конференция

1

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

34

Анализ проектно- исследовательской

1

деятельности: подведение итогов

https://media.prosv.ru/lsp/https://medi
a.prosv.ru/fg/https://media.prosv.ru/con
tent/https://content.edsoo.ru/lab/

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

Списоклитературы
1.

Алексеев Н.Г. Проектирование
мышление

и

рефлексивное

/Н.Г.

Алексеев//Развитиеличности.—2012.—№2.—С.92—115.
2.

БоголюбовЛ.Н.Обществознание.Школьныйсловарь.Л.Н.Боголюбов
,Ю.И. Аверьянов,Н. Ю.Басикидр.;подред. Л. Н.Боголюбова,Ю.И.
Аверьянова.—М.:Просвещение,2017.

3.

ГромыкоЮ.В.Проектированиеипрограммированиеразвитияобразовани
я/Ю.В. Громыко. — М.: Московская академия развития
образования,2016.

4.

Интеграциядетейсограниченнымивозможностямивобразовательный
процесс. Начальная школа / авт.-сост.Л. В. Годовникова,И.В.
Возняк. — Волгоград:Учитель,2011.

5.

ЛазаревВ.С.Проектнаядеятельностьвшколе/В.С.Лазарев.—
Сургут:РИО СурГПУ,2014.

6.

ЛеонтовичА.В.Исследовательскаяипроектнаяработашкольников
.5—11
классы/А.В.Леонтович,А.С.Саввичев;подред.А.В.Леонтовича.—
М.: ВАКО,2014.

7.

ПерельманЯ.И.Весѐлыезадачи.Двесотниголоволомок/Я.И.Перельм
ан.— М.:Аванта+,2013.

8.

СтаровероваМ.С.Инклюзивноеобразование.Настольнаякнигапедагог
а,
работающегосдетьмисОВЗ/М.С.Староверова,Е.В.Ковалев,А.В.Захар
ова идр.;подред.М.С.Староверовой.—М.:Владос,2014.

9.

СтолыпинП.А.НамнужнаВеликаяРоссия…Полноесобраниеречейв
ГосударственнойдумеиГосударственномсовете.1906—
1911/П.А.Столыпин.
—М.:Молодаягвардия,2011.

10. Устиловская

М.: НИИ

А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. —

Инновационныхстратегийразвитияобщегообразования:Пушкинскийи
нститут, 2011.
Интернет-ресурсы
1. Официальный информационныйсайт строительства
Крымского моста (http://www.most.life/).
2. Проект«Старостьврадость»(https://starikam.org/).
3. Просветительскийпроект«Арзамас»(https://arzamas.academy).
4. Проект«Экологическаятропа»(https://komiinform.ru/news/164370/).
5. Сайт организации «Добровольцы России»
(https://добровольцыроссии.рф/ organizations/55619/info).
6. Волонтѐрскийпедагогическийотряд
(http://www.ruy.ru/organization/activities/).
7. ПроектSmart-теплицы(http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
8. IT-проектысошкольниками(https://habr.com/post/329758).
9. Объект и предмет исследования — в чѐм разница?
(https://nauchniestati.ru/blog/obekt-i-predmet-issledovaniya/).
10. Всероссийскийконкурснаучнотехнологическихпроектов(https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
11. ШкольныйкубокПреактум(http://preactum.ru/).
12. Большойэнциклопедическийсловарь(http://slovari.299.ru).
13. Понятие«цель»(http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
14. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в
Интернете (https:// startupnetwork.ru/startups/).
15. Переработкапластиковыхбутылок(http://promtu.ru/mini-zavodyi/minipererabotka-

plastika).
16. Робот,который ищетмусор(https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devochka-postroila- robota-kotoryy/).

17.

Кто такой эксперт и каким он должен быть

(http://www.liveexpert. ru/forum/view/1257990).

18.

Как спорить с помощью метода Сократа

(https://mensby.com/career/ psychology/9209-how-to-argue-withsocrates-method).

19.

Проведениеопросов(http://anketolog.ru).

20.

Федеральнаяслужбагосударственнойстатистики(http://www.gks.ru/).

21.

Каксоздатьанкетуипровестиопрос(www.testograf.ru).

22.

Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-

mon-tazha- video).
23. Федеральныйзаконот11.08.1995г.№135-ФЗ(ред.от01.05.2018)
«О благотворительнойдеятельностии
добровольчестве(волонтѐрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).
24.

«Лабораторияпроектов»:https://media.prosv.ru/lsp/

25.

Банкзаданийпофункциональнойграмотности:https://medi

a.prosv.ru/fg/26 Электронные учебники:
https://media.prosv.ru/content/
27.Интерактивныевиртуальныелабораторныеипрактическиеработынауглубленн
омуровне основного общего образования https://content.edsoo.ru/lab/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».