Пояснительная записка
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в
современных условиях является овладение учащимися практическими
умениями и навыками.
Программа «Зеленая лаборатория» соответствует целям ФГОС и обладает
новизной для учащихся и направлена на формирование у учащихся интереса к
биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на
более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся
моделировать, отработку практических умений и применение полученных
знаний на практике. Кроме того он подготавливает учащихся к изучению
биологии в старших классах. Помимо всего выше сказанного, у ученика есть
прекрасная возможность более глубоко познакомиться с предметом, понять всю
его привлекательность и значимость, а значит, посвятить себя в будущем
именно биологии. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы
и практические занятия, проекты, экскурсии. Программа «Зеленая лаборатория»
должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые
ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении
устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно
важных компетенций.
При организации процесса обучения на занятиях необходимо обратить
внимание на следующие аспекты:
• использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология
обучения в сотрудничестве, кейс- технология, метод проектов);
• организация проектной деятельности школьников и проведение занятия-проекта,
позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые)
проекты по выбранной теме;
• организация исследовательской деятельности и защита исследовательской работы
на научной конференции;
• использование техник и приемов, позволяющих оценить динамику формирования
метапредметных универсальных действий на занятиях;
• создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост при
изучении тем программы «Живая лаборатория».
Материал программы разделен на занятия, им предшествует «Введение»,
в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории,
проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать
себя в роли ученых - биологов различных направлений биологических
специальностей. Содержание данного курса строится на основе деятельностного
подхода: с помощью проведения различных опытов и экспериментов
7
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
10.Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20
8
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых"
16.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900
– ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской
области до 2025 года».
18. Методические рекомендации по созданию и функционированию детских
технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (утв.
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01.2021
№ Р-4).
— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695/ (дата
обращения: 10.03.2021).
Программы основного общего образования по биологии в 5-9 классах линии
учебно-методических комплекта «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.
Учебники: - «Биология.» 5-6 классы. Под редакцией профессора В.В. Пасечника.
Москва, «Просвещение», 2016-2020гг.
19. Устав МКОУ «Яровская СОШ»
9
Направленность программы:
естественнонаучная
Адресат программы:
Данная о программа рассчитана для обучающихся 5 классов в возрасте 10-14
лет. Занятия проводятся в специализированном кабинете 1 раз в неделю по 1
часу в 1 полугодии Программа рассчитана на 0,5 год. Занятия проводятся группе
Сроки реализации программы:
Программа предполагает, что основным сроком реализации будет 2023-2024
учебный год. Занятия проходят в специализированных лабораториях «ТОЧКА
РОСТА» МКОУ «Яровская СОШ».
Форма обучения: очная
Основными формами организации образовательного процесса являются:
• по количеству детей, участвующих в занятии
-индивидуальная, фронтальная и групповая (разновозрастная), в зависимости от
поставленных задач;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:
-игра, викторина, тренинг, открытые занятия, мастер-класс, практические
занятия, опыты, исследовательские работы, практические работы. Максимально
используется наглядность, опорные схемы, презентации и т.д.
Целью программы является более глубокое и осмысленное усвоение
практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса заключается
в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии самостоятельно,
определял основные этапы биологического разнообразия на Земле, неоднородность
организмов в пространстве и во времени на основе комплексного изучения
организмов нашей планеты. Изучение биологии на этой ступени основного общего
образования должно быть направлено на решение следующих задач:
• сформировать систему научных знаний о единстве живой природы,
закономерностях
ее
развития,
исторически
быстром
сокращении
биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в
том числе;
• систематизировать сформированные начальные представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации
жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
• приобрести опыт использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, и
связи человека с ним;
• сформировать основы экологической грамотности, способность оценивать
последствия деятельности человека в природе;
• сформировать способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
10
местообитаний видов живых организмов;
• сформировать представления о значении биологической науки в решении
проблем необходимости рационального природопользования;
• освоение приемов выращивания и размножения растений и животных в
домашних
условий
и
ухода
за
ними.
11
Структура программы
Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением
теоретического материала. На уроках биологии в 5 классах закладываются основы
многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во
всех последующих курсах изучения биологии. Этим обусловлена актуальность
подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения
содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков,
которые учащиеся должны усвоить на уроках достаточно велико, поэтому введение
кружка «Живая лаборатория» в 7 классах будет дополнительной возможностью
учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых
практических умений учащимися в процессе обучения. Кружок «Живая
лаборатория» направлен на закрепление теоретического материала изучаемого на
уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на
развитие кругозора учащихся.
Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии,
творческие проекты, мини-конференции с презентациями (при активном внедрении
проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного
вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу).
При этом обязательным является создание условий для организации
самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.
Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое
внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии
формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд
специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений,
необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинноследственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и
проектирования; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; соблюдения
норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки
зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
• Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.
• Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на
изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, троить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое),
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты
• Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи.
• Умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из
одной формы в другую.
• Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов
и бактерий; экосистем) и процессов(обмен веществ и превращение энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).
Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний,вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами.
• Классификация - определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе.
• Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы.
• Различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и
таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных,
наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и
ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
• Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения.
• Выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей.
• Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов
и объяснение их результатов.
1. В ценностно-ориентационной сфере:
• Знание основных правил поведения в природе.
• Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
2. В сфере трудовой деятельности:
• Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
• Соблюдение ТБ и правил работы в лаборатории с биологическими приборами и
инструментами (колбы, пробирки, предметные стекла, препаровальные иглы,
скальпели, лупы, микроскопы).
3. В сфере физической деятельности:
• Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных
растений ухода за ними.
4. В эстетической сфере:
• Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
• Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли
ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии:
✓ Ботаника - наука о растениях.
✓ Зоология - наука, предметом изучения которой являются представители
царстваживотных.
✓ Микробиология - наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология,
✓ Биохимия - наука о химическом составе клеток и организмов.
✓ Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и
процессы. Гистология
- раздел биологии, изучающий строение тканей организмов.
✓ Физиология - наука о жизненных процессах.
✓ Эмбриология - наука о развитии организмов.
✓ Этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных.
✓ Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой.
✓ Антропология - наука, занимающихся изучением человека, его
происхождения,развития.
✓ Бактериология - наука о бактериях.
✓ Биогеография - наука изучает закономерности географического
распространения ираспределения организмов.
✓ Биогеоценология - научная дисциплина, исследующая строение и
функционированиебиогеоценозов.
✓ Дендрология - раздел ботаники, предметом изучения которого являются
деревья. Систематика -научная дисциплина, о классификации живых
организмов.
✓ Микология - наука о грибах.
✓ Морфология изучает внешнее строение организма.
✓ Наука о водорослях называется альгологией.
✓ Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц.
Календарно-тематическое планирование
№ по порядку/Тема
1. Введение. Знакомство с
лабораторией.
2. Фенология- раздел
ботаники.
3. Изучаем растенияботаника.
4. Наука о деревьяхдендрология.
5. Почувствуй себя
ученым.
Содержание
Т/Б при работе с
оборудованием в
лаборатории.
Экскурсия «Живая и
неживая природа»
Планируемый результат
Выбор тем проектов
учащимся
Отчёт об экскурсии
(сравнение объектов
живой и неживой
природы, формулирование
вывода о различиях тел
живой и неживой
природы)
Гербарий
Творческая мастерская
«Изготовление
простейшего гербария
цветкового растения»
Экскурсия «Древесные
Фотоколлаж, картотека
формы пришкольной
территории»
Творческая мастерская
Презентация
«Наблюдаем и исследуем»
6. Исследователи,
открывающие невидимое.
Лабораторная работа №2
«Изучение строения
микроскопа»
7. Исследователи,
открывающие невидимое.
Лабораторная работа №3
«Изучение строения
микромира клетки »
Алгоритм работы с
микроскопом.
Техника биологического
рисунка
Работа по выполнению
биологического рисунка
на основе рассмотренного
микропрепарата
8. Цитология- наука о
клетке.
Творческая мастерская
«Создание модели клетки
из пластилина»
Модель клетки
9. Биохимия.
Лабораторная работа №4
«Химический состав
растений»
Кластер (по результатам о
пытов)
10. Физиология.
Лабораторная работа №5
Испарение воды листьями
растений.
Творческая мастерская
«Портрет вируса»
Сообщение результатов
опыта
Творческая мастерская
«Изготовление бактерий»
Лабораторная работа №6
«Строение водорослей»
Модель бактериальной
клетки, презентация
Приготовление
микропрепарата, Кластер,
биологический рисунок,
фотографии, презентация.
Приготовление
микропрепарата,
фотографии ,презентация.
11. Классификация
организмов.
Основы систематики.
Вирусология
12. Бактериология.
13. Альгология- наука о
водорослях.
14. Наука о грибахмикология.
15. Цветоводство.
16. Наука зоология
17. Итоговое занятие
Лабораторная работа №7
«Выращивание плесени,
рассматривание её под
микроскопом»
Творческая мастерская .
Техника пересадки
комнатных
растений.«Создание
клумбы»
Творческая мастерская
«Узнай по контуру
животное»
Защита своих работ
Фото коллекция, выставка
рисунков,
презентация
Клумба или кашпо
Игра