6 класс Практическая ботаника (1)

Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение
результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост
ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает
организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию
внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его
таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в
современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС
является овладение учащимися практическими умениями и навыками,
проектно – исследовательской деятельностью.
Программа внеурочной деятельности «Практическая биология» имеет
естественно научную направленность. Рассчитана на один год обучения 34
часа( 1час в неделю). Занятие по программе проводится во внеурочное время.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормами Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"),
Составлена с учетом внедрения новых образовательных компетенций в
рамках федерального проекта «Современная школа» в ( форме центров
образования Точка роста естественно – научной и технологической
направленности )
На
основе обновленных
требований ФГОС ООО. Приказ
Минпросвещения России 287 . От 31.05.2021
Предполагает
формирование
у
обучающихся
целостного
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, развитие интереса к биологии и решению
практических задач по биологии.
Программа «Практическая биология» направлена на формирование у
учащихся 6 классов интереса к изучению биологии, развитие практических
умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к
участию в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 6 классах закладываются основы
многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться
во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических
умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии»
в 6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет
дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических
умений учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией

коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии,
позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ
проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой
работы.
На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация
образовательных программ естественнонаучной и технологической
направленностей, разработанных в соответствии с требованиями
законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций
Федерального оператора учебного предмета «Биология». Образовательная
программа позволяет интегрировать реализуемые здесь подходы, структуру и
содержание при организации обучения биологии в 5―9 классах,
выстроенном на базе любого из доступных учебно-методических комплексов
(УМК). Использование оборудования центра «Точка роста» позволяет
создать условия:
• для расширения содержания школьного биологического образования;
• для повышения познавательной активности обучающихся в
естественнонаучной области;
• для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его
способностей, формирования и удовлетворения социально значимых
интересов и потребностей;
•для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в
различных областях образовательной, творческой деятельности.
Применяя цифровые лаборатории на внеурочных занятиях по биологии,
учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и
экспериментов по программе основной школы.
Занимательные задания способствуют развитию исследовательского
подхода к делу, развивают интерес и любовь к биологии, повышают у детей
познавательный интерес. Психологические исследования показали, что
усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях,
восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с
предметами и явлениями, поэтому необходимо создать условия для
непосредственного участия школьников в постановке и проведении
практических работ.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической
составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
• Формирование системы научных знаний о системе живой природы и
начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях;

• приобретение опыта использования методов биологической науки для
проведения несложных биологических экспериментов;
• развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
• подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
• формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить
внимание на следующие аспекты:
• создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;
• использование личностно-ориентированных технологий (технология
развития критического мышления, технология проблемного обучения,
технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
• организация проектной деятельности школьников и проведение миниконференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или
групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы,
экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные
исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии,
проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием
ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с
презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах
исследовательских работ, олимпиадах.
Цифровая лаборатория по биологии (базовый уровень «НауЛаб»)
Комплектация: Беспроводной мультидатчик по биологии с 6 -ю
встроенными датчиками: Датчик влажности (0…100%) Датчик освещенности
(0…188000 лк) Датчик рН (0…14 pH ) Датчик температуры ( -40…+165С)
Датчик электропроводимости (0…200 мкСм; 0…2000 мкСм; 0…20000 мкСм)
Датчик температуры окружающей среды ( - 40…+60С) Аксессуары: Кабель
USB соединительный Зарядное устройство с кабелем miniUSB USB Адаптер
Bluetooth 4.1 Low Energy Краткое руководство по эксплуатации цифровой
лаборатории Цифровая видеокамера с металлическим штативом (разрешение
0,3 Мпикс) Программное обеспечение Методические рекомендации (

Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №
16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании
проектного
комитета
по
национальному
проекту
"Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения
РФ от 03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении
методических
рекомендаций
по
реализации
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации,
дополнительных общеразвивающих программ
с
использованием дистанционных образовательных технологий».

14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4
3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16.Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания"
17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
18. Методические рекомендации по созданию и функционированию детских
технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (утв.
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от
12.01.2021 № Р-4).
— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695/ (дата
обращения: 10.03.2021).
Программы основного общего образования по биологии в 5-9 классах линии
учебно-методических комплекта «Линия жизни» под редакцией В.В.
Пасечника.
Учебники: - «Биология.» 5-6 классы. Под редакцией профессора В.В.
Пасечника. Москва, «Просвещение», 2016-2020гг.
19. Устав МКОУ «Яровская СОШ»

Раздел I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Планируемые образовательные результаты
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение
результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост
ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает
организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию
внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его
таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в
современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС
является овладение учащимися практическими умениями и навыками,
проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая

биология» направлена на формирование у учащихся 6 класса интереса к
изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных
знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном
движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 6 классе закладываются основы
многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться
во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических
умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии»
в 6 классе достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет
дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических
умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать
коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал
включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской
деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической
составляющей школьной биологии, основ исследовательской деятельности.
Задачи:
 Формирование системы научных знаний о системе живой природы и
начальных представлений о биологических объектах, процессах,
явлениях, закономерностях;
 Приобретение опыта использования методов биологической науки для
проведения несложных биологических экспериментов;
 Содействие развитию умения работать на практике с оборудованием
цифровой лаборатории;
 Развитие умений и навыков проектно – исследовательской
деятельности;
 Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
 Формирование основ экологической грамотности.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию
реализации программы:
 иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
 знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
 уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход
исследования, давать определения понятиям, работать с текстом,
делать выводы;
 уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения;

 владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
 Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
 знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
 развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой
природы;
 развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
 эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
 овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
 умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
 выделение существенных признаков биологических объектов и
процессов;
 классификация — определение принадлежности биологических
объектов к определенной систематической группе;
 объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
 умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
 знание основных правил поведения в природе;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами;
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты
живой природы.

1.2. Планируемые воспитательные результаты
Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения
задач воспитания даны в форме целевых ориентиров.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования
Направления
Гражданское

Характеристики (показатели)
Знающий и принимающий свою российскую
гражданскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
государственным символам России, праздникам,
традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою
сопричастность прошлому, настоящему и
будущему народам России, тысячелетней истории
российской государственности.
Проявляющий готовность к выполнению
обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод.
Ориентированный на участие на основе
взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности,
в том числе гуманитарной (добровольческие
акции, помощь нуждающимся и т.п.).
Принимающий участие в жизни школы (в том
числе самоуправление), местного сообщества,
родного края.
Выражающий неприятие любой дискриминации
граждан, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции в обществе.
Патриотическое Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к
историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России

в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий интерес к познанию родного языка,
истории, культуры своего народа, своего края, других
народов России, Российской Федерации.
Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые
достижения своих земляков, жителей своего края,
народа России, героев и защитников Отечества в прошлом
и современности.
Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины
– России в науке, искусстве, спорте, технологиях.
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной
культуры своего народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиций
традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей, норм с учетом осознания
последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и
моральные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных,
асоциальных поступков, поведения, противоречащих
традиционным в России ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, граждан, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным
традициям и ценностям народов России, религиозным
чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским
традиционным семейным ценностям, институту брака как
союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения
и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края,
основы культурного наследия народов России и
человечества; испытывающий чувство уважения к
русскому и родному языку, литературе, культурному
наследию многонационального народа России

Эстетическое

Проявляющий восприимчивость к разным видам
искусства,
понимание его эмоционального воздействия, влияния на
душевное состояние и поведение людей.
Знающий и уважающий художественное творчество своего
и
других народов, понимающий его значение в культуре.
Сознающий значение художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения в современном
обществе,
значение нравственных норм, ценностей, традиций в
искусстве.
Выражающий понимание ценности отечественного и
мирового художественного наследия, роли народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах
искусства, художественном творчестве.

Физическое

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности
человека в обществе, значение личных усилий человека в
сохранении здоровья своего и других людей, близких.
Выражающий установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья.
Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной,
интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям,
меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и
других,
стремящийся
управлять
собственным
эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии
физического состояния своего и других людей, готовый
оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей
и других людей.
Выражающий готовность к участию в решении
практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей
местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и выполнять такого
рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода на основе изучаемых
предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного
технологического развития, выражающий готовность к
такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и
построения индивидуальной траектории образования и
жизненных планов получения профессии, трудовой
деятельности с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
Экологическое Ориентированный на применение знаний естественных и
социальных наук для решения задач в области охраны
окружающей среды, планирования своих поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Понимающий глобальный характер экологических
проблем, путей их решения, значение экологической
культуры в современном мире.
Выражающий неприятие действий, приносящих вред
природе, окружающей среде.
Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
Выражающий готовность к участию в
практической
деятельности
Экологической и природоохранной
направленности
Познавательное Выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учетом индивидуальных
способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных
представлений о закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной

и социальной средой.
Развивающий личные навыки использования различных
средств познания, накопления знаний о мире (языковая,
читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, первоначальные навыки
исследовательской деятельности.

Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для
научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и
правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата.
Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические лабораторные работы:
- Устройство микроскопа
- Приготовление и рассматривание микропрепаратов
- Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
- Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей
презентацией).
Раздел 2. Многообразие организов (7 часов).
Внешнее строение растений. Характеристика растений. Многообразие
растений Разновидности по внешнему виду, месту произрастания, условиям
существования. Растения разных семейств.
Информация о растениях в биологических словарях. Классификация
растений. Цель и смысл своих действий по отношению к объектам
растительного мира. Фенологические наблюдения. Ведение дневника
наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и
монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза).
Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие
растения Свердловской области.
Экскурсия «Растение пришкольной территории»
Проектно-исследовательская деятельность:
 Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной
территории»



Проект «Редкие растения Свердловской области»
Раздел. Физиология растений (18 часов)
Роль зеленых листьев в фотосинтезе Сущность процесса дыхания Процессы

жизнедеятельности в растительном организме. Особенности питания,
дыхания, выделения, роста и развития растений.
Практическая работа № 1: «Рассматривание живых клеток растений
одноклеточных и многоклеточных организмов»
Практическая работа № 2: «Наблюдение процессов транспирации у
пеларгонии»
Практическая работа №3: «Наблюдение процессов передвижения
веществ внутри растения с использованием красящих растворов»
Практическая работа № 4: «Наблюдение за жизнедеятельностью
растения в темноте»
Лабораторная работа № 1: «Исследование химического состава
растения, образование и складирование запасных питательных веществ»
Историческое прошлое растений, формирование растительного мира
на Земле и его роль в развитии других организмов. Особенности
жизнедеятельности и значение растений разных отделов.
Практическая
работа
№5:
«Наблюдение
гигроскопических
возможностей мха сфагнум»
Лабораторная работа №2: «Исследование бактерицидных свойств
сосновой и еловой хвои» Искусственное опыление культурных растений.
Лабораторная работа № 3: «Изучение внутреннего строения семени
фасоли и зерновки пшеницы, их химический состав»
Практическая работа № 7: «Изучение и моделирование условий
прорастания семян культурных растений»
Практическая работа № 8: «Изучение способов распространения
семян и плодов»
Практическая работа № 9: «Подготовка почвы для выращивания
рассады культурных растений»
Практическая работа № 10: «Закладка семян в почву и правила ухода
за рассадой»
Практическая работа №11: «Моделирование условий выращивания
рассады
(освещенность, температура, полив, подкормка)»
Раздел:Растения в биогеоценозе (4 часа)
Распространение, размещение растений в природе. Виды биогеоценозов и
роль растений в них. Ярусность, смена биогеоценозов, природные зоны.
Круговорот веществ и поток энергии. Пищевые цепи. Лекарственные
растения, охраняемые растения, ядовитые растения. Ярусность у водных
растений. Приспособленность растений к жизни в воде, на поверхности воды
Ярусность в биогеоценозе леса хвойного и лиственного леса- сравнительная

характеристика»
Изучение способов адаптации растений к экстремальным условиям
существования: пустыня жаркая, пустыня антарктическая, влажные
экваториальные леса, засоление почв. Защита проектов (2 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема занятия
Раздел 1: Лаборатория Левенгука

4.

Введение.
Методы
научного
исследования.
Лабораторное
оборудование и приборы для научных исследований.
История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Л.Р. Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Техника приготовления временного микропрепарата.
Л.Р. Приготовление и рассматривание микропрепаратов
Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Л.Р. Зарисовка
биологических объектов

5.

Мини – исследование «Микромир». (работа в группах с последующей
презентацией

1.
2.
3.

6.
7.

Раздел : Многообразие растений
Внешнее строение растений. Характеристика растений. Многообразие
растений Разновидности по внешнему виду, месту произрастания,
условиям существования.
Экскурсия: Жизненные формы растений. растения пришкольной
территории

Информация о растениях в биологических словарях. Классификация
растений. Мини проект. Растения пришкольной территории.
9. Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений.
10 Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки.
Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое
11 описание растений по плану.
12. Мини- проект. Редкие и исчезающие растения Свердловской области.
Цель и смысл своих действий по отношению к объектам
13. растительного мира.
Раздел: Физиология растений
8.

14. Роль зеленых листьев в фотосинтезе

15. Сущность процесса дыхания. Л.Р
16. Процессы жизнедеятельности в растительном организме. Особенности
питания, дыхания, роста и развития, выделения растений.
Практическая работа № 1 «Рассматривание живых клеток растений
17.
одноклеточных и многоклеточных организмов»
18. Практическая работа № 2 « Наблюдение транспирации у бальзамина»
Практическая работа № 3 « Наблюдение процессов передвижения
19.
веществ внутри растения с использованием красящих веществ»
20. Практическая работа № 4 « Наблюдение за жизнедеятельностью
растения в темноте»
21. Лабораторная работа № 1 «Исследование химического состава
растения, образование и накопление запасных питательных веществ»
22.

23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31

Историческое прошлое растений, формирование растительного мира
на Земле и его роль в развитии других организмов.
Особенности жизнедеятельности и значение растений разных отделов.
Практическая
работа
№
5
«
Наблюдение
процессов
жизнедеятельности у водорослей»
Практическая работа № 6 « Наблюдение гигроскопических
возможностей мха сфагнум»
Лабораторная работа № 2 «Исследование бактерицидных свойств
сосновой и еловой хвои»
Искусственное опыление культурных растений
Лабораторная работа № 3 «Изучение внутреннего строения семян
фасоли и зерновки пшеницы, их химический состав»
Практическая работа № 7 « Изучение и моделирование условий
прорастания семян культурных растений»
Практическая работа № 8 « Подготовка почвы к выращиванию
рассады»
Практическая работа № 9 « Закладка семян в почву и правила ухода за
рассадой»
Практическая работа № 10 « Моделирование условий выращивания
рассады (освещенность, температура, полив, подкормка)»

Раздел: Растения в биогеоценозе.
Распространение, размещение растений в природе. Виды
биогеоценозов и роль растений в них. Ярусность, природные зоны
33. Пищевые цепи. Круговорот веществ и поток энергии.
34. Защита проектов.
32.

35. Защита проектов. Итоговое занятие
Экскурсии
1. Осенние явления в жизни растений.
2. Растения пришкольного участка
3. Весенние явления в жизни растений
Темы проектов и научно-исследовательских работ
1.Хлебная плесень. Факторы, влияющие на ее образование.
2.Дерево вокруг нас.
3. Чем полезно дерево.
4. Дерево за окном
5. Деревья и кустарники около школы.
6. Деревья нашего края
7. Деревья-первоцветы
8. Листопад в жизни растений
9. Фотоопределитель древесно-кустарниковых растений пришкольной
территории.
10.Когда просыпается березка?
11.Красавица березонька
12.Клён
13.Живая фабрика в листьях.
14.Зелёный чай
15.Изучение жизненного состояния зеленых насаждений в окрестностях
школы.
16. условия необходимые для прорастания семян
Литература
1.Артамонов В.И. занимательная физиология растений. - М.: Агропромиздат,
2011.
2.Батурицкая Н.В, Фенчук Т.Д. Удивительные опыты с растениями/
Биология, приложение к газете «Первое сентября» №№ 2-6, 8-11,2000
3.В.В. Пасечник «Растения. Бактерии.Грибы».- М.:.ПРОСВЕЩЕНИЕ 2021
4.Теремов А.В., Рохлов В.С. Простые опыты по ботанике/ Биология,
приложение к газете «Первое сентября» №№ 4, 5, 7, 2000.
5. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии //
Просвещение. Москва. 1971.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».