РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ 9 КЛАСС 2024-2025

Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена рабочая
программа по элективному курсу Технические инновации
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273–ФЗ
(принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом
Федерации 26 декабря 2012 года).
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
- Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Указ губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453-УГ О
комплексной программе "Уральская инженерная школа".
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
- Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 – ПП
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025
года».
- Проект «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 от 06.10.2014 № 453- УГ (с изм.
От 31.05.2016 №307 –УГ).
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
29.12.2010 г. №189) с изменениями и дополнениями.
-Национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10)
https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyyproyektobrazovaniye&category=education.
- Основная образовательная программа СОО МКОУ «Яровская СОШ».
- Учебный план МКОУ «Яровская СОШ» на текущий учебный год.
- Устав МКОУ «Яровская СОШ».

Основная цель - формирование инновационного мышления ученика,
проявляющегося в понимании значимости технических инноваций для развития
Человечества и страны, имеющего представление об основных закономерностях
научно-технического прогресса, развития технических инноваций, способного
использовать эти знания в будущей профессиональной деятельности.

Задачи
- формирование понятия «техническая инновация»;
- формирование представлений об основных закономерностях научно технического прогресса и технических инноваций;
- ознакомление с историей основных технических ин нова ций;
- знание физических основ основных (ключевых) инноваций;
- формирование межпредметных понятий и универсальных способов действий;
- сформированность мотивации обучающихся к целенаправленной
инновационной деятельности;
- системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностную и социальную значимость
инновационной деятельности в современном мире для сохранения национальной
идентичности и независимости;
- профессиональное самоопределение учащихся.

Планируемые предметные результаты
Знать:
- основные закономерности научно-технического прогресса, технических
инноваций, технологические уклады, закономерности технической эволюции,
энергетические эпохи, энергосбережение и устойчивое развитие; историю
основных технических инноваций;
Уметь:
- видеть закономерности научно-технического прогресса в многообразии
информации из области техносферы;
- находить нужную информацию, анализировать ее, перерабатывать для
выступления, представлять в виде сообщения, презентации.
Содержание курса
В основе курса - изучение закономерностей научно-технического прогресса,
которое происходит на основе конкретных исторических фактов внедрения
основных технических инноваций.
Принцип построения программы - системно-морфологический: вначале
рассматриваются закономерности научно-технического прогресса: вводится
понятие «Технические инновации», рассматриваются технологические уклады,
техническая эволюция, энергетические эпохи, концепция устойчивого развития.
Затем рассмотренные закономерности конкретизируются на примере основных
технических инноваций, разделенных на три группы: основные технические
инновации в истории человечества; инновации, связанные с освоением
окружающего пространства; инновации в различных сферах человеческой
деятельности.
Каждый ученик готовит от одного до нескольких небольших сообщений на
практических занятиях и по желанию один более длительный и трудоемкий
проект для выступления на заключительной конференции.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

Тема

Количество
часов

1.

Теоретические
основы научно –
технического
прогресса

8

2.

Основные
технические
инновации в
истории
человечества

5

Инновации,
связанные с
освоением
окружающего
пространства

4

3.

Реализация воспитательного
потенциала урока
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с
получаемой
на
уроке
социально
значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
Использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;

Календарно - тематическое планирование
№ Тема урока

Предметные
знания

Виды
деятельности

Домашнее
задание

Тема 1 «Теоретические основы научно – технического прогресса». 8
часов
1

Презентация
курса «Истории
технических
инноваций»
автором
А.П.Усольцевым
Понятие

Техническая
инновация
S-кривая

Лекция,
обсуждение,
ответы на
вопросы,
выполнение
заданий в рабочей
тетради 1,2,3

Рабочая
тетрадь, №4,5

технической
инновации,
жизненный цикл
инновации §1.1
Технологические
уклады, значение
технических
инноваций в
развитии
государства §1.2

Технологические
уклады

3

Энергетические
эпохи§1.4

Энергетические
эпохи

4

Техническая
эволюция §1.3

5

Энергосбережение Энергосбережение Подготовка
и устойчивое
Устойчивое
докладов по
развитие §1.5.
развитие
темам (с. 46)
Конференция

Рабочая
тетрадь,
№15,16

6

Концепция
устойчивого
развития

Устойчивое
развитие

Разбор заданий в
рабочей тетради
17,18,19,20

Приготовиться
к зачёту

7

Зачёт

Умение
применять
теоретические
знания для
объяснения
процессов

Выполнение
зачётных заданий

8

Обобщающее

Обобщение

Участие в

2

Групповая работа
с учебником §1.2
Характеристика
группой одного
уклада:
самостоятельная
работа,
выступление

Эволюция.
Техническая
эволюция.
Интегрированный Сравнение
день «Эволюция
эволюционных
неорганического и процессов в
органического
живой природе и
мира»
технике.

Рабочая
тетрадь, №6,7,
8

Работа с
учебником §1.4
Обсуждение
вопросов
учащихся.

Рабочая
тетрадь, №9,10

Групповая работа
с учебником §1.3
и рабочей
тетрадью
(№12,13).
Подготовка
докладов по
темам (с.35)

Рабочая
тетрадь, №14

занятие. Игра.

знаний по теме

дидактической
игре

Тема 2 «Основные технические инновации в истории человечества» 5
часов.
1

Древние
инновации §2.1

Инновация

Групповая работа Рабочая
с учебником: тетрадь,
введение к главе 2 №23,24,25
и задание 22 в
рабочей тетради,
-§2.1.
Характеристика
группой одной
инновации:
самостоятельная
работа,
выступление.
Ответ на вопрос:
почему эти
открытия древних
можно считать
инновационными?

2

3

Тепловые
двигатели §2.2

Электричество
§2.3

Тепловой
двигатель
КПД

Работа с
учебником §2.2.

Конденсатор
Трансформатор

Работа с таблицей
открытий в
области
электричества (с.
69)

Дискуссия: «Есть
ли будущее у
ДВС?»

Выполнение
заданий в
рабочей
тетради №26.

Рабочая тетрадь
№28

Раскрыть на
основе
содержания §2.3
инновационный
характер
открытия
4

Освещение §2.4

Источники света

Самостоятельная
работа с

Практическая
работа. Расчёт

материалом §2.4 и
выполнение
задания 29 в
рабочей тетради.

мощности,
потребляемой
электрическими
лампами дома.

Лабораторное
исследование
КПД лампы
накаливания
5

Радио,
радиовещание,
телевидение §2.5,
2.6, 2.7
Интегрированный
день
«Информация и
информационные
процессы в
природе и
технике»

Радиосвязь на
Экскурсия в
разных длинах
Музей радио г.
волн и её свойства Екатеринбург,
посвященная
Сотовая связь
годовщине
радиовещания на
Физические
Урале
принципы

Отчет об
экскурсии

телепередачи и
телеприёма

Тема 3 « Инновации, связанные с освоением окружающего
пространства» 4 часа
1

2

Земля §3.1
Конференция
«Инновации в
развитии
транспорта на
Урале»

Транспорт

Океан §3.2

Водный транспорт Самостоятельная
работа с
материалом §3.2 и
выполнение
заданий 40 и 41в
рабочей тетради.
Обсуждение
ответов заданий
40 и 41

Физические
основы ж/д
транспорта,
трамвая,
автомобиля

Подготовка
выступлений по
темам (с. 150)

Рабочая тетрадь
№37,38

Выполнение
задания 39 в
рабочей тетради
одной группой
учащихся
Рабочая тетрадь
№42,43

3

Воздух §3.3

Теоретические
основы полета
самолета,
дирижабля

Лекция,
обсуждение,
ответы на
вопросы,
выполнение
заданий в рабочей
тетради 44,45

Приготовиться
к космическому
марафону

4

Космос §3.4
Космический
марафон,
посвященный
полёту
Ю.А.Гагарина

Космическая
ракета
Космическая
станция
Космический
комплекс

Индивидуальная
подготовка
сообщения и
выступления на
Космическом
марафоне

Рабочая тетрадь
№47,48

УМК для элективного курса «История технических инноваций»
1. Б.М.Игошев, А.П.Усольцев. История технических инноваций. Учебное
пособие. М., издательство «ФЛИНТА», издательство «Наука», 2013.
2. А.П.Усольцев. Методические рекомендации к элективному курсу
«Технические инновации» М., издательство «ФЛИНТА», издательство
«Наука», 2015.
3. А.П.Усольцев. Рабочая тетрадь по элективному курсу «Технические
инновации». М., издательство «ФЛИНТА», издательство «Наука», 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».