Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена рабочая
программа по элективному курсу Технические инновации
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273–ФЗ
(принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом
Федерации 26 декабря 2012 года).
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
- Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Указ губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453-УГ О
комплексной программе "Уральская инженерная школа".
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
- Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 – ПП
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025
года».
- Проект «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 от 06.10.2014 № 453- УГ (с изм.
От 31.05.2016 №307 –УГ).
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
29.12.2010 г. №189) с изменениями и дополнениями.
-Национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10)
https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyyproyektobrazovaniye&category=education.
- Основная образовательная программа СОО МКОУ «Яровская СОШ».
- Учебный план МКОУ «Яровская СОШ» на текущий учебный год.
- Устав МКОУ «Яровская СОШ».
Основная цель - формирование инновационного мышления ученика,
проявляющегося в понимании значимости технических инноваций для развития
Человечества и страны, имеющего представление об основных закономерностях
научно-технического прогресса, развития технических инноваций, способного
использовать эти знания в будущей профессиональной деятельности.
Задачи
- формирование понятия «техническая инновация»;
- формирование представлений об основных закономерностях научно технического прогресса и технических инноваций;
- ознакомление с историей основных технических ин нова ций;
- знание физических основ основных (ключевых) инноваций;
- формирование межпредметных понятий и универсальных способов действий;
- сформированность мотивации обучающихся к целенаправленной
инновационной деятельности;
- системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностную и социальную значимость
инновационной деятельности в современном мире для сохранения национальной
идентичности и независимости;
- профессиональное самоопределение учащихся.
Планируемые предметные результаты
Знать:
- основные закономерности научно-технического прогресса, технических
инноваций, технологические уклады, закономерности технической эволюции,
энергетические эпохи, энергосбережение и устойчивое развитие; историю
основных технических инноваций;
Уметь:
- видеть закономерности научно-технического прогресса в многообразии
информации из области техносферы;
- находить нужную информацию, анализировать ее, перерабатывать для
выступления, представлять в виде сообщения, презентации.
Содержание курса
В основе курса - изучение закономерностей научно-технического прогресса,
которое происходит на основе конкретных исторических фактов внедрения
основных технических инноваций.
Принцип построения программы - системно-морфологический: вначале
рассматриваются закономерности научно-технического прогресса: вводится
понятие «Технические инновации», рассматриваются технологические уклады,
техническая эволюция, энергетические эпохи, концепция устойчивого развития.
Затем рассмотренные закономерности конкретизируются на примере основных
технических инноваций, разделенных на три группы: основные технические
инновации в истории человечества; инновации, связанные с освоением
окружающего пространства; инновации в различных сферах человеческой
деятельности.
Каждый ученик готовит от одного до нескольких небольших сообщений на
практических занятиях и по желанию один более длительный и трудоемкий
проект для выступления на заключительной конференции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема
Количество
часов
1.
Теоретические
основы научно –
технического
прогресса
8
2.
Основные
технические
инновации в
истории
человечества
5
Инновации,
связанные с
освоением
окружающего
пространства
4
3.
Реализация воспитательного
потенциала урока
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с
получаемой
на
уроке
социально
значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
Использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
Календарно - тематическое планирование
№ Тема урока
Предметные
знания
Виды
деятельности
Домашнее
задание
Тема 1 «Теоретические основы научно – технического прогресса». 8
часов
1
Презентация
курса «Истории
технических
инноваций»
автором
А.П.Усольцевым
Понятие
Техническая
инновация
S-кривая
Лекция,
обсуждение,
ответы на
вопросы,
выполнение
заданий в рабочей
тетради 1,2,3
Рабочая
тетрадь, №4,5
технической
инновации,
жизненный цикл
инновации §1.1
Технологические
уклады, значение
технических
инноваций в
развитии
государства §1.2
Технологические
уклады
3
Энергетические
эпохи§1.4
Энергетические
эпохи
4
Техническая
эволюция §1.3
5
Энергосбережение Энергосбережение Подготовка
и устойчивое
Устойчивое
докладов по
развитие §1.5.
развитие
темам (с. 46)
Конференция
Рабочая
тетрадь,
№15,16
6
Концепция
устойчивого
развития
Устойчивое
развитие
Разбор заданий в
рабочей тетради
17,18,19,20
Приготовиться
к зачёту
7
Зачёт
Умение
применять
теоретические
знания для
объяснения
процессов
Выполнение
зачётных заданий
8
Обобщающее
Обобщение
Участие в
2
Групповая работа
с учебником §1.2
Характеристика
группой одного
уклада:
самостоятельная
работа,
выступление
Эволюция.
Техническая
эволюция.
Интегрированный Сравнение
день «Эволюция
эволюционных
неорганического и процессов в
органического
живой природе и
мира»
технике.
Рабочая
тетрадь, №6,7,
8
Работа с
учебником §1.4
Обсуждение
вопросов
учащихся.
Рабочая
тетрадь, №9,10
Групповая работа
с учебником §1.3
и рабочей
тетрадью
(№12,13).
Подготовка
докладов по
темам (с.35)
Рабочая
тетрадь, №14
занятие. Игра.
знаний по теме
дидактической
игре
Тема 2 «Основные технические инновации в истории человечества» 5
часов.
1
Древние
инновации §2.1
Инновация
Групповая работа Рабочая
с учебником: тетрадь,
введение к главе 2 №23,24,25
и задание 22 в
рабочей тетради,
-§2.1.
Характеристика
группой одной
инновации:
самостоятельная
работа,
выступление.
Ответ на вопрос:
почему эти
открытия древних
можно считать
инновационными?
2
3
Тепловые
двигатели §2.2
Электричество
§2.3
Тепловой
двигатель
КПД
Работа с
учебником §2.2.
Конденсатор
Трансформатор
Работа с таблицей
открытий в
области
электричества (с.
69)
Дискуссия: «Есть
ли будущее у
ДВС?»
Выполнение
заданий в
рабочей
тетради №26.
Рабочая тетрадь
№28
Раскрыть на
основе
содержания §2.3
инновационный
характер
открытия
4
Освещение §2.4
Источники света
Самостоятельная
работа с
Практическая
работа. Расчёт
материалом §2.4 и
выполнение
задания 29 в
рабочей тетради.
мощности,
потребляемой
электрическими
лампами дома.
Лабораторное
исследование
КПД лампы
накаливания
5
Радио,
радиовещание,
телевидение §2.5,
2.6, 2.7
Интегрированный
день
«Информация и
информационные
процессы в
природе и
технике»
Радиосвязь на
Экскурсия в
разных длинах
Музей радио г.
волн и её свойства Екатеринбург,
посвященная
Сотовая связь
годовщине
радиовещания на
Физические
Урале
принципы
Отчет об
экскурсии
телепередачи и
телеприёма
Тема 3 « Инновации, связанные с освоением окружающего
пространства» 4 часа
1
2
Земля §3.1
Конференция
«Инновации в
развитии
транспорта на
Урале»
Транспорт
Океан §3.2
Водный транспорт Самостоятельная
работа с
материалом §3.2 и
выполнение
заданий 40 и 41в
рабочей тетради.
Обсуждение
ответов заданий
40 и 41
Физические
основы ж/д
транспорта,
трамвая,
автомобиля
Подготовка
выступлений по
темам (с. 150)
Рабочая тетрадь
№37,38
Выполнение
задания 39 в
рабочей тетради
одной группой
учащихся
Рабочая тетрадь
№42,43
3
Воздух §3.3
Теоретические
основы полета
самолета,
дирижабля
Лекция,
обсуждение,
ответы на
вопросы,
выполнение
заданий в рабочей
тетради 44,45
Приготовиться
к космическому
марафону
4
Космос §3.4
Космический
марафон,
посвященный
полёту
Ю.А.Гагарина
Космическая
ракета
Космическая
станция
Космический
комплекс
Индивидуальная
подготовка
сообщения и
выступления на
Космическом
марафоне
Рабочая тетрадь
№47,48
УМК для элективного курса «История технических инноваций»
1. Б.М.Игошев, А.П.Усольцев. История технических инноваций. Учебное
пособие. М., издательство «ФЛИНТА», издательство «Наука», 2013.
2. А.П.Усольцев. Методические рекомендации к элективному курсу
«Технические инновации» М., издательство «ФЛИНТА», издательство
«Наука», 2015.
3. А.П.Усольцев. Рабочая тетрадь по элективному курсу «Технические
инновации». М., издательство «ФЛИНТА», издательство «Наука», 2015.