РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 9 КЛАСС 2024-2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ИНФОРМАЦИОННАЯ
КУЛЬТУРА» для 9 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
Учебный предмет, курс, по информатике для обучения разработан в соответствии с:
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
 ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Минпросвещения РФ
от 31.05.2021 № 287, от 7 декабря 2022 г. № 568;
 Федеральная образовательная программа основного общего образования,
утвержденная приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 г.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования”
 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 г. Москва "Об утверждении СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года №2 г.Москва СП 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания"

 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников (Приказ Министерства просвещения
РФ от 21 сентября 2022 года N 858 (с изменениями на 21 июля 2023 года)
 Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ
« Яровская СОШ»
 Учебным планом МКОУ « Яровская СОШ»
 Уставом МКОУ «Яровская СОШ»

Цель курса:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к
основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи курса:
1) выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
2) сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с
кратким ответом, практическое задание);
3) сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
4) развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Изучение курса внеурочной деятельности направлено на формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих
требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении данного курса, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми
в процессе учебной деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при данного курса, являются:
 владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей















деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать
форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты включают в себя:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –
таблицы, схемы, диаграммы;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. «Основные подходы к разработке контрольных измерительных
материалов ОГЭ по информатике»
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9
класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы
контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике.
Основные термины ОГЭ.
Раздел 2 «Тематические блоки»
Модуль №1 «Информационные процессы»
2.1. Представление и передача информации
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация
описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.
Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой
информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи
информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование
информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
2.2. Обработка информации.
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение
задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и
их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего
назначения.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
2.3. Основные устройства ИКТ.
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и
файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов.
Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров
информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость
информационных продуктов, услуг связи.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
МОДУЛЬ № 2 «ИКТ»
2.4 Основные устройства, используемые в ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции
по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке
и т.д.); использование различных
носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и
технические условия
безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и
разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка
количественных параметров информационных объектов. Объём памяти, необходимый для
хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов.
Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг
связи

2.5. Поиск информации
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации.
Построение запросов. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и
другие справочные системы
2.6. Проектирование и моделирование.
Чертежи. Двумерная графика. Графы. Использование стандартных графических объектов
и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные
модели. Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических
объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение; работа с
областями (выделение, копирование, заливка
цветом); коррекция цвета, яркости и контрастности. Понятие математической модели.
Задачи, решаемые с
помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры:
компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий
сигналы от
цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в
том числе движущимися)
устройствами
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей
демонстрационных версий.
2.7. Математические инструменты, электронные таблицы.
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по
ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных
версий.
2.8. Организация информационной среды.
Электронная почта как средство связи. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из
Интернета). Организация информации в среде коллективного использования
информационных ресурсов. Технология адресации и поиска информации в Интернете.
Решение задач с использованием кругов Эйлера. Восстановление доменного IP-адреса.
3. Итоговый контроль. Решение тестов ОГЭ
Осуществляется через систему конструктор сайтов или тестов в которую заложены
демонстрационные версии ОГЭ по информатике частей 1 и 2.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Структура курса представляет собой набор логически законченных и
содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и
практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический
материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени
подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня
подготовленности
учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается
совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно.

Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с
практическим решением заданий в формате ОГЭ.
Обучение по данной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого
раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и
электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в
формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по
определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить
внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего
задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем
курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных
работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов,
например, «Сдам ГИА».
Основными методами обучения по программе курса являются практические методы
выполнении заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить
исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные
умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и
постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения
практического задания.
Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические
положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на
практике могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной
задачи.
Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие
методы обучения:
 демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);
 словесные (лекции, семинары, консультации);
 практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места,
подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения
для
выполнения своей работы).
Тематическое планирование
Раздел
Основные подходы к
разработке
контрольных
измерительных
материалов ОГЭ по
информатике»
Представление и
передача информации
Обработка
информации
Основные устройства
ИКТ.
Поиск информации
Проектирование и
моделирование.

Количество
Количество
Количество
Количество
часов
лабораторных практических контрольных
работ
работ
работ
1

5
8

2

2
4
2

2
1

Математические
инструменты,
электронные таблицы
Организация
информационной
среды,
Решение тестов ОГЭ
Итого

2

1

6

4

4
34

4
14

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1.

Знакомство с контрольно-измерительными материалами ОГЭ по
информатике 2024-2025 учебного года

1

2.

Объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных

1

3.

Проверочная работа №1 «Объём памяти,необходимый для хранения
текстовых данных»

1

4.

Декодирование кодовой
последовательности
Проверочная работа №2 «Декодирование кодовой
последовательности»

1

Определение истинности
составного высказывания
Проверочная работа №3 «Определение истинности составного
высказывания»
Анализ простейших моделей объектов
Проверочная работа №4 «Анализ простейших моделей объектов»

1

10.

Анализ простых алгоритмов для конкретногоисполнителя с
фиксированным набором команд

1

11.

Проверочная работа №5 «Анализ простых алгоритмов для
конкретногоисполнителя с фиксированным набором команд»

1

12.

Формальное исполнение алгоритмов, записанных на языке
программирования

1

13.

Проверочная работа №6 «Формальное исполнение алгоритмов,
записанных наязыке программирования»

14.
15.

Принципы адресации всети Интернет
Проверочная работа №7 «Принципы адресации всети Интернет»

1
1

16.

Принципы поиска информации в Интернете

1

17.

Проверочная работа №8 «Принципы поиска информации в Интернете»

1

18.

Анализ информации,
представленной в виде схем
Проверочная работа №9 «Анализ информации,
представленной в виде схем»

1

Запись чисел в различных системах
счисления
Проверочная работа №10 «Запись чисел вразличных системах
счисления»
Поиск информации в файлах
и каталогах компьютера
Проверочная работа №11 «Поиск информации в файлах и каталогах
компьютера»

1

5.
6.
7.
8.
9.

19.
20.
21.
22.
23.

1

1
1

1

1
1

1

26.

Определение количества и информационного объёма файлов,
отобранных по некоторому условию
Проверочная работа №12 «Определение количества и
информационного объёма файлов, отобранных по некоторому
условию»
Создание презентации

27.
28.

Проверочная работа №13.1 «Создание презентации»
Создание презентации текстового документа

1

29.

Проверочная работа №13.2 «Создание презентации текстового
документа»

30.

Обработка большого массива данных с
использованием средствэлектронной
таблицы
Проверочная работа №14 «Обработка большого массива данных с
использованием средствэлектронной
таблицы»
Создание и выполнение программы (алгоритма) для заданного
исполнителя
Проверочная работа №15 «Создание и выполнение программы
(алгоритма) для заданного исполнителя»
Решение тестов ОГЭ

24.
25.

31.

32.
33.
34.

1

1

1

1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
 Босова И.А. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний
 БосоваИ.А. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний
 БосоваИ.А. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний
 Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. Босовой М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний
 М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. Методическое пособие для учителя Информатика
УМК для основной школы (7-9 класс) М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию
ЦОР).
Электронное приложение к учебникам «Информатика»
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php)
включают:
 методические материалы для учителя;

для

8-9

класса

 файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения
работ компьютерного практикума;
 текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
 дополнительные материалы для чтения;
 мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;
 интерактивные тесты.
Материально-техническое обеспечение
 Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная
конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиавозможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с
микрофона и др.
 Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную
учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен
цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и
изображения большого формата.
 Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает
доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с
другими школами.
 Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со
звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания
всего класса.
 Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с
проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер;
фотоаппарат; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в
учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками
входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
 Операционная система.
 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
 Антивирусная программа.
 Программа-архиватор.
 Клавиатурный тренажер.
 Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
 Простая система управления базами данных.
 Система автоматизированного проектирования.
 Виртуальные компьютерные лаборатории.
 Система оптического распознавания текста.
 Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
 Система программирования.
 Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
 Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
 Программа интерактивного общения
 Простой редактор Web-страниц


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.