элективный курс по биологии 11 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:
Личностные результаты:
 формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения;
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель
конкретного региона);
 осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 реализация установок здорового образа жизни;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического
отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 умение работать с разными источниками информации: находить информацию в
различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях
и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую; сохранять, передавать и представлять
информацию в виде презентации с помощью технических средств и
информационных технологий;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию, умение оценивать с позиций социальных норм
собственные поступки и поступки других людей;
 умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением
различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т.п.
Предметные результаты:
 понимание роли естественных наук в решении современных практических задач
человечества и глобальных проблем;
 представление о современной научной картине мира и владение основами
научных знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
 умение работать с разными источниками информации;
 умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и
явлений;
 владение элементарными практическими умениями применять приборы и
инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов среды;



умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями окружающей
среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий,
оценивать их последствия;
 умение применять естественнонаучные знания в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям
проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
 умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека;
 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и
бактерий, организма человека);
 приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья
человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей
среды;
 классификация – определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
 различение на таблицах частей и органоидов клетки, животных отдельных типов и
классов; - знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни.
Кроме того, обучающиеся должны владеть следующими компетентностями в области
использования информационно- коммуникационных технологий:
компетенции в сфере первоначального информационного поиска:
 выделять ключевые слова для информационного поиска;
 самостоятельно находить информацию в информационном поле;
 организовать поиск в сети Интернет с применением различных поисковых
механизмов; технологические компетенции:
 составлять план обобщѐнного характера;
 переводить информацию из одной формы представления в другую;
 владеть технологическими навыками работы с пакетом прикладных программ
MicrosoftOffice;
 использовать базовые и расширенные возможности информационного поиска в
сети Интернет; предметно-аналитические компетенции:
 анализировать информацию;
 самостоятельно делать выводы и обобщения на основе полученной информации;
В результате освоения спецкурса «Актуальные вопросы биологии» Обучающийся
научится:
 характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их
компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение
В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере;
 возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого
вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии;
 биосферу как глобальную биосистему и экосистему;
 влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные
на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; агроэкосистемы и
их структурные компоненты, их значение в круговороте веществ и потоке энергии
в экосистеме; пищевые и территориальные связи между популяциями разных

видов в биогеоценозе, их значение; правило экологической пирамиды, правило
10% в экосистеме;
 саморегуляцию; причины устойчивости и смены экосистем;
 роль биологического разнообразия в устойчивости биогеоценоза (экосистемы);
регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем.
 сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных
уровней организации; природные биогеоценозы агробиоценозы; роль полового и
бесполового размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость;
 естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение
клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и
ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена;
 обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней
организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости
биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в
экосистемах;
 регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем;
роль продуцентов, консументов, редуцентов в экосистемах и агроэкосистемах;
 меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы;
значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики в
селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;
 применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства
единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения
функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов
связей и зависимостей в биогеоценозе;
 доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего
здоровья;
Обучающийся получитвозможность научиться:
 объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного
мировоззрения – носит обобщающий характер и включает в себя следующие
умения: выделять объект биологического исследования и науки, изучающие
данный объект;
 определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
 отличать научные методы, используемые в биологии;
 определять место биологии в системе естественных наук;
 доказывать, что организм – единое целое;
 объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней
организации живой природы;
 обосновывать единство органического мира;
 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
 отличать теорию от гипотезы;
 объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека,
экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
необходимости сохранения многообразия видов;
 сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой
природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
 решать элементарные биологические задачи;



составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии
в экосистемах (цепи питания);
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы, экскурсии. При
выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты,
микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы
направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебнопознавательной деятельности.
Программа рассчитана на 17 часов
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 класс
Тема 1. Биология в жизни современного человека. (2 часа)
Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Биологические
системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой
природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной
естественнонаучной системы мира. Достижения современной биологии на службе
человека.
Тема 2. Организм как биологическая система (5часов)
Размножение организмов (половое и бесполое). Оплодотворение и его виды.
Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности
человека. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития
организма. Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование
признаков, сцепленных с полом. Методы изучения наследственности человека.
Взаимодействие генов. Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены.
Селекция, ее задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, ее направления.
Этические аспекты клонирования.
Тема 3. Эволюция живой природы (5 часов)
История эволюционных идей. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида
и элементарная единица эволюции. Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история эволюции.
Микроэволюция. Способы видообразования. Макроэволюция. Направления и пути
эволюции. Доказательства происхождение эволюции органического мира. Гипотезы
возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Происхождение человека.
Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека, основные этапы.
Расы человека.
Тема 4. Экологические системы и присущие им закономерности
(5 часов)
Среда обитания, Экологические факторы среды (абиотические, биотические,
антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния
экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Видовая и
пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние
человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы. Биосфера, ее
компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№
п/п

Тема
Тема 1. Биология в жизни современного человека. (2 часа)
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи
Тема2. Организм как биологическая система (10часов)
Становление генетики как науки. Закономерности наследования. Решение
генетических задач
Взаимодействие неаллельных генов. Решение генетических задач
Генетическое определение пола. Решение генетических задач.
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье
Биотехнология, ее направления. Проблемы генетической безопасности
Тема 4. Эволюция живой природы (5 часов)
История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная
единица эволюции. Способы видообразования.
Синтетическая история эволюции. Эволюция органического мира.
Доказательства происхождение эволюции органического мира
Микроэволюция и макроэволюция. Направления и пути эволюции
Эволюция человека, основные этапы. Положение человека в системе
животного мира. Расы человека
Тема 5. Экологические системы и присущие им закономерности
(5 часов)

Колво
часов

1
2

1
2

1
1

3

1

4
5
6
7

2
3
4
5

8
9

1
2

10

3

11
12

4
5

13

1

14

2

15

3

16

4

Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на 1
экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы
1

17

5

Обобщающее повторение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Среда обитания, Экологические факторы среды (абиотические, 1
биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.
Закономерности влияния экологических факторов на организмы. 1
Взаимоотношения между организмами.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».