Количество часов в неделю-2
Количество часов в год -68
Пояснительная записка к рабочей программе «Медиаграмотность» 10 класс
Общая характеристика курса
Современный мир тесно связан с информационной и медиа средой.
Сегодняшнее поколение
школьников старших классов выросло с телефоном в руке. Поэтому так
важно развить в них
критическое мышление, так необходимое для ориентации в современном
медиа пространстве.
Программа направлена на расширение кругозора в области медиа. Знакомит
с медиа
производством и различными видами СМИ. Способствует приобретению
начальных навыков
писательства и фотографии. Целью программы является знакомство с массмедиа отраслью,
развитие медиа и новостной грамотности, формирование навыков работы с
информацией, умение
самостоятельно и быстро ориентироваться во всевозрастающем потоке
информации, уметь
критически ее оценивать.
Данный учебный курс направлен на решение педагогических задач,
обеспечивающих
становление личности ребенка:
формирование общего представления о строении и функционировании
медиа отрасли;
развитие критического мышления;
развитие основных навыков медиапотребления;
В ходе изучения курса медийной и информационной грамотности в 10 классе
учащиеся должны
знать/понимать:
Что такое современная отрасль медиа;
Какие медиа производители существуют на рынке;
Какова роль медиа в различных сферах жизни человека;
Уровень понимания, а, следовательно, и усвоения этих тем будет зависеть
прежде всего от
тех знаний, которые были получены ранее, и от того личностного смысла,
который
предшествующие и новые знания будут иметь для самих учащихся.
Ожидаемые, планируемые результаты.
Предметные результаты.
1. Навыки работы с источниками информации;
2. Формирование культуры медиапотребления;
3. Владение азами медиатворчества;
4. Способность грамотно воспринимать новостные сообщения;
5. Способность противостоять недобросовестным медиа;
6. Готовность использовать основные правила медиаграмотности в
повседневной жизни;
Личностные результаты
1. Способность к установке активной жизненной позиции;
2. Готовность к развитию креативного мышления;
3. Готовность к развитию творческого мышления;
4. Способность коммуникации;
Метапредметные результаты
1. Способность планировать;
2. Способность оценки действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Способность ориентироваться в современном информационном
пространстве;
4. Готовность к продуктивному сотрудничеству со сверстниками для
выполнения
поставленной задачи;
Принципы преподавания психологии в школе
1. принцип научности обучения
2. принцип внутрипредметных связей
3. принцип межпредметной координации
4. принцип связи теории с практикой
5. принцип наглядности
6. принцип развития и саморазвития личности ученика
7. принцип самостоятельности и ответственности
8. принцип доступности
9. принцип активного субъект-субъективного взаимодействия ребенка и
взрослого
10. принцип поощрения любознательности
11. принцип толерантности
12. принцип ответственности учителя за знания и умственное развитие
учащихся
13. принцип обеспечения права учащегося на невмешательство в его
внутренний мир
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп
методов
обучения и их сочетаний:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности: словесные
(рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),
практических, и
самостоятельная работа учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
познавательные игры,
творческие задания.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной
деятельности:
индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы.
В процессе изучения курса используются следующие формы
промежуточного контроля:
тестовый контроль, проверочные работы, разработка и защита проектов.
Применяются следующие способы обучения: групповой, коллективный.
В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия
(таблицы),
мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы.
В процессе обучения применятся следующие формы организации работы
обучающихся:
групповая, коллективная.
Место предмета в учебном плане. В учебном плане ОУ отводится 66 ч (по 2
ч. в неделю).
Основное содержание курса
Тематический план
№ тема
Кол-во
часов
Кол-во
проверочных
работ
Знакомство 2ч
1. Введение в медиа. Информационная грамотность 14ч 1
2. Информационная безопасность 10ч 1
3. Инструментарий для работы с контентом 12ч 1
4. Авторское право и работа с информационным текстом 8ч 1
5 Создание аудио-визуального контента 16ч 1
6 Заключение 6ч 1
Итого: 68ч 6
Поурочный план
Введение (2ч.).
1. Введение в медиа. Информационная грамотность (14ч.)
Что такое медиа, История развития медиа, Роль журналиста в медиа,
Достоверность источников
информации, Экспертное мнение в СМИ, Новостная грамотность,
Подведение итогов темы
"Введение в медиа. Информационная грамотность".
2. Информационная безопасность (10ч.)
Интернет-зависимость, Кибер-буллинг, Безопасное использование-интернет
ресурсов, Безопасное
использование электронных финансов, Подведение итогов темы
"Информационная грамотность".
3. Инструментарий для работы с контентом (12ч.)
Инструменты для удаленной работы с контентом и информацией,
Использование инструментов
для удаленной работы с контентом и информацией, Защита итоговых
презентаций за полугодие,
Инструменты для создания графических материалов, Работа с
инструментами для создания
графических материалов, Самостоятельная работа по теме "Инструментарий
работы с контентом".
4. Авторское право и работа с информационным текстом (8ч.)
Основные положения авторского права в Российской Федерации, Основные
положения
информационного стиля текста, Редактура текста по правилам
информационного стиля,
Самостоятельная работа по теме "Авторское право и работа с
информационным текстом".
5. Создание аудио-визуального контента (16ч.)
Приемы композиции в фото и видео материалах, Использование
композиционных приемов в
разработке фото и видео материалов, Разработка концепции фото-проекта,
Технические
характеристики и особенности использования фототехники, Составление
сценария фотоистории,
Практическая работа по созданию фотоистории, Аудиовизуальные
технологии эмоционального
вовлечения, Анализ видеоматериала использование композиционных
приемов.
Заключение (6ч.).
Подготовка к итоговой презентации, Итоговая защита проектов.
В комплект методического материала к программе входят:
- Дубовер Д.А. Методическое пособие "Медиаграмотность" для учащих и
родителей. / Д.А.
Дубовер – РнД.: Донской государственный технический университет,
Областной центр
медиаграмотности. Ростов-на-Дону, 2015 г. – 72 с.
- Лобанов Ю.С. Основы журналистики. / Ю.С. Лобанов – М.: Флинта, 2016. –
184 с.
Дополнительная литература:
Бабкин, Е.В. Фото и видео. Как пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой.
Справочник / Е.В.
Бабкин, А.И. Баканов, Г.И. Белов, и др.. - М.: Дрофа, 2013. - 384 c.