ГЕОГРАФИЯ 8 ОВЗ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ.
-Учебный план МКОУ «Яровская СОШ
-Устав МКОУ «Яровская СОШ».
-Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-При составлении рабочей программы к учебному курсу «География» для
учащихся обучающихся по программе для специальных (коррекционных)
общеобразовательных

учреждений

VIII

вида,

использована

авторская

программа Лифановой Т.М.,по географии для специальных коррекционных
классов (8 вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией
Воронковой В.В., Москва. ГИЦ ВЛАДОС. 2011г. Допущено Министерством
образования РФ. Данная программа и преподавание учебного предмета
осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта основного общего образования .-Место предмета в
учебном плане. 8 класс – «География материков и океанов» - 2 часа в неделю 68
часов в год. Программы коррекционного образования учащихся VIII вида по
географии: « География. 8 класс. Учебник с приложением для специальных
образовательных учреждений (8вид)», авторы: Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина
-

М.:

Просвещение,

2020.

---Адаптированная

рабочая

программа

для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением)
предполагает занятия объемом 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и
систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России
и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы,
познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила
поведения

в

природе.

География

дает

благодатный

материал

для

патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Введение (1часа) Что изучает география материков и океанов. Материки и части
света на глобусе и карте Мировой океан.
II. Океаны (5 часов) Атлантический океан. Хозяйственное значение.
Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан.
Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана.
Практическая работа №1 «Хозяйственное использование океанов». Практическая
работа №2 «Обозначение в к/к океанов».
III. Африка (12 часов) Географическое положение, очертание берегов, острова и
полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий.
Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительный
мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь.
Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы. Практическая работа
№3 «Обозначение в к/к островов, полуостровов». Практическая работа №4
«Обозначение в к/к основные формы рельефа, речные системы и озера».
IV. Австралия (8 часов) Географическое положение, очертание берегов, острова и
полуострова Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Растительный
мир. Животный мир. Охрана природы. Население. Австралийский Союз. Океания.
Практическая работа №5 «Обозначение в к/к островов, полуостровов».
Практическая работа №6 «Обозначение в к/к основные формы рельефа, речные
системы и озера»
V. Антарктида (6 часов) Географическое положение, очертание берегов. Южный
полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа
и климата. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные
исследования Антарктиды. Практическая работа №7 «Обозначение в к/к островов,
полуостровов, морей». Практическая работа №8 «Составление альбома
иллюстраций по теме «Антарктида».
VI. Северная Америка(9 часов) Открытие Америки. Географическое положение,
очертание берегов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа и климата. Реки

и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные
Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба. Практическая работа №9 «Обозначение
в к/к островов, полуостровов». Практическая работа №10 «Обозначение в к/к
рельефа». Практическая работа №11 «Обозначение в к/к рек и озер».
Практическая работа №12 «Обозначение в к/к государств, их столиц».
VII. Южная Америка (12 часов) Географическое положение, очертание берегов.
Разнообразие рельефа и климата. Реки и озера. Растительный мир тропических
лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн, степей,
пустынь и горный территорий. Животный мир саванн, степей, пустынь и горный
территорий. Население. Бразилия. Аргентина. Перу. Практическая работа №13
«Обозначение в к/к островов, полуостровов». Практическая работа №14
«Обозначение в к/к рельефа». Практическая работа №15 «Обозначение в к/к рек и
озер».
VIII. Евразия (14 часов) Географическое положение Евразии. Части света: Европа
и Азия. Очертание берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера
Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный
и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Практическая работа №17
«Обозначение в к/к островов, полуостровов, морей, заливов и проливов».
Практическая работа №16 «Проведение в к/к условной границы между Европой и
Азией». Практическая работа №18 «Обозначение в к/к рельефа». Практическая
работа №19 «Обозначение в к/к рек и озер».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов
культур и религий;
 сформированность уважительного отношения к истории и
культуре других народов;
 развитие
эмоционально-

этических
нравственной

чувств,

доброжелательности

отзывчивости,

понимания

и
и

сопереживания чувствам других людей;
 совершенствование умения договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности со сверстниками,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 формирование

экологической

культуры,

понимание

необходимости охраны редких видов растений и животных;
 принятие

и

освоение

социальной

роли

обучающегося,

проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность адекватных представлений о собственных 
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальным
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации.
УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ«ГЕОГРАФИЯ»В8КЛАССЕ
Минимальный уровень:
 называть океаны земного шара, их значение;
 показывать на географической карте океаны земного шара;
 знать названия материков земного шара;

 показывать на географической карте материки земного шара
 знать, на каком материке расположена Россия
Достаточный уровень:
 давать краткую характеристику географического положения
океанов и их хозяйственное значение; географического положения,
очертания берегов и природных условий и населения материков;
 находить на карте изученные географические объекты
 определять на карте полушарий географическое положение и
очертания берегов каждого материка;
 давать элементарное описание природных условий всех
материков, опираясь на карту и картины;
 находить в периодической печати сведения об изученных
государствах.
метапредметными результатами изучения курса являются:
• овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что
включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и
планировать личную учебную деятельность; по возможности
оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью
учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
• формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с
помощью учителя источников информации (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с
учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
• формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью
учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать,
исключать и обобщать учебный материал. Познание мира
предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии
имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком,
чтением, математикой, изобразительным искусством и другими

предметами. Учитывая общие и специальные задачи коррекционной
школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость
материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более
прочному усвоению элементарных географических знаний
умственно отсталыми учащимися. Контроль и учет достижений
учащихся ведется по отметочной системе и направлен на
диагностирование достижения учащимися уровня функциональной
грамотности.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО
УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ«ГЕОГРАФИЯ»В 8 КЛАССЕ
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0баллов-нетфиксируемойдинамики;
 1балл-минимальная динамика;
 
 2балла-удовлетворительнаядинамика;
 3балла-значительнаядинамика.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полным и
распространенными предложениями;
 соблюдаетсясвязностьсловвпредложении.Приводитпримеры,под
тверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;

 дает последовательное описание объекта, раскрывающееего
существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка«4»ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при
нахождении и показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
 неполновыделяетсущественныепризнакиобъекта,нарушенапосле
довательность в описании объекта, явления.
Оценка«3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных
объектов на карте;
 дает неточный или не полный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно,
нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и
установить причинно-следственные связи.
Оценка«2»-не ставится
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Введение (1часа) Что изучает география материков и океанов. Материки и части
света на глобусе и карте Мировой океан.
II. Океаны (5 часов) Атлантический океан. Хозяйственное значение.
Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан.
Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана.
Практическая работа №1 «Хозяйственное использование океанов». Практическая
работа №2 «Обозначение в к/к океанов».
III. Африка (12 часов) Географическое положение, очертание берегов, острова и
полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительный
мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь.
Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы. Практическая работа
№3 «Обозначение в к/к островов, полуостровов». Практическая работа №4
«Обозначение в к/к основные формы рельефа, речные системы и озера».
IV. Австралия (8 часов) Географическое положение, очертание берегов, острова и
полуострова Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Растительный
мир. Животный мир. Охрана природы. Население. Австралийский Союз. Океания.
Практическая работа №5 «Обозначение в к/к островов, полуостровов».
Практическая работа №6 «Обозначение в к/к основные формы рельефа, речные
системы и озера»
V. Антарктида (6 часов) Географическое положение, очертание берегов. Южный
полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа
и климата. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные
исследования Антарктиды. Практическая работа №7 «Обозначение в к/к островов,
полуостровов, морей». Практическая работа №8 «Составление альбома
иллюстраций по теме «Антарктида».
VI. Северная Америка(9 часов) Открытие Америки. Географическое положение,
очертание берегов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа и климата. Реки
и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные
Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба. Практическая работа №9 «Обозначение
в к/к островов, полуостровов». Практическая работа №10 «Обозначение в к/к
рельефа». Практическая работа №11 «Обозначение в к/к рек и озер».
Практическая работа №12 «Обозначение в к/к государств, их столиц».
VII. Южная Америка (12 часов) Географическое положение, очертание берегов.
Разнообразие рельефа и климата. Реки и озера. Растительный мир тропических
лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн, степей,
пустынь и горный территорий. Животный мир саванн, степей, пустынь и горный
территорий. Население. Бразилия. Аргентина. Перу. Практическая работа №13
«Обозначение в к/к островов, полуостровов». Практическая работа №14

«Обозначение в к/к рельефа». Практическая работа №15 «Обозначение в к/к рек и
озер».
VIII. Евразия (14 часов) Географическое положение Евразии. Части света: Европа
и Азия. Очертание берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера
Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный
и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Практическая работа №17
«Обозначение в к/к островов, полуостровов, морей, заливов и проливов».
Практическая работа №16 «Проведение в к/к условной границы между Европой и
Азией». Практическая работа №18 «Обозначение в к/к рельефа». Практическая
работа №19 «Обозначение в к/к рек и озер».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела

№

Количеств
о часов
1

1.

Введение

2.
3.

Материки и океаны
Африка

5
12

4.

Австралия

8

5.
6.

Антарктида
Америка

6
1

7.

Северная Америка

9

8.

Южная Америка

12

9.

Евразия

14
Итого

68

№

Тема предмета

Кол-во
часов

I.

1.

Что изучают в
курсегеографии
материковиокеанов. Материки и
части света на
глобусеи карте

1ч.

2.

Атлантический
океан

1ч.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программноесодержание

Дифференциациявидовдеятельностиобучающихся
Минимальныйуровень

Введение-1час
Формированиепредставлений Показывают и называют заобучающихся о материках и
ранее выделенные учителем
частях света. Повторение и
материки.
Записывают
закрепление знаний о геограназвания материков и частей
фическом положении матери- света в тетрадь, подписываков земного шара, их размеют названия в контурной
рах.Совершенствование
карте
навыковработысучебником,
Приложением к учебнику.
Воспитаниеинтересакизучаемому предмету
Мировойокеан –5часов
Продолжениеформирования
Показывают на карте Атланпредставленийобучающихся
тический океан с помощью
об Атлантическом океане.
учителя.ПеречисляютобитаЗнакомствоскрупнымиморятелей Атлантического океами,островамииполуострована, с помощью опорных слов
ми Атлантического океана.
и иллюстрациям. Отмечают
Совершенствованиенавыков
Атлантический океан в конработы с картой полушарий,
турной карте с помощью
навыкиработывконтурной
учителя
карте

Достаточныйуровень

Показывают на настенной карте и
называют материки и части света.
Дают краткую характеристику географического положения материков. По плану, предложенному учителем, составляют рассказ о любом
материке. Подписывают названия
материков в контурной карте

Дают определение, что такое «Мировой океан». Называют и показывают на настенной карте части Мирового океана. Отмечают в контурной карте Атлантический океан, его
крупнейшие острова и полуострова.
Описывают океан по предложенному учителем плану

3.

СеверныйЛедовитый океан

1ч.

4.

Тихийокеан

1ч.

5.

Индийскийокеан

1ч.

Знакомствошкольников
с географическим положением, особенностями природы
Северного Ледовитого океана.
Закрепление знаний обучающихся о морях, островах,полуостровах Северного Ледовитогоокеана,расположенных
на территории РФ.
Знакомствошкольников
скрупнымиморями,островами и полуостровами, животным и растительным миром
Тихого океана.
Закрепление и обобщение
знанийобучающихсяоморях,
островах,полуостровахТихого океана, расположенных на
территорииРФ
Продолжениеформирования
представленийобучающихся
об Индийском океане.
Знакомствошкольников
скрупнымиморями,островами и полуостровами, животным и растительным миром
Индийского океана

Показывают на карте Северный Ледовитый океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого
океанас помощью опорных
слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью
учителя
Показывают на карте Тихий
океан с помощью учителя.
Перечисляют
обитателей
изучаемого океанас помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте
с помощью учителя

Отмечают в контурной карте Северный Ледовитый океан, его крупнейшие острова и полуострова.
Описывают океан по предложенному учителем плану

Показывают на карте Индийский океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной
карте с помощью учителя

Отмечают в контурной карте Индийский океан, его крупнейшие
острова и полуострова. Описывают
океан по предложенному учителем
плану

Отмечают в контурной карте Тихий
океан, его крупнейшие острова и
полуострова. Описывают океан по
предложенному учителем плану

6.

Современноеизучение Мирового
океана

1ч.

7.

Африка. Географическоеположение

1ч.

8.

Разнообразиерельефа, климат,
рекии озера.

1ч.

Формированиепредставлений Составляют рассказ по предобучающихся о науке – океаложенным учителем предлонологии, ее значении, соврежениямопользе,получаемой
менных научных открытиях.
людьми от океанов и морей
Совершенствование навыков
работы с картой полушарий,
работы сконтурной картой
Материкиичастисвета.Африка –12часов
Формированиепредставлений Показывают
Африку
на
обучающихсяосамомжарком
настенной карте, используя
материке земного шара.
помощь учителя. ПодписыЗнакомствосгеографическим
вают названия материка, моположением Африки.
ря и океаны, которые омыСовершенствованиенавыков
вают материк с помощью
работы с картой полушарий,
учителя. Составляют рассказ
глобусом,физическойкартой
по предложенным учителем
Африки
предложениям о географическом положении Африки
Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Африке. Знакомство с рельефом, климатическими особенностями,рекамииозерами
изучаемого материка. Совершенствованиенавыковработы
с картой полушарий, глобусом,физическойкартойАф- рики

Рассказывают,какуюпользуполучают люди от океанов и морей

Называют и показывают на настенной карте Африку, океаны и моря,
которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Красной линией обозначают линию экватора. Записывают новые географические терминывтетрадь.Составляютпоплану
краткую характеристику географического положения Африки
Показывают на карте заранее Перечисляют формы поверхности
выделенныеучителемформы Африки, показывают иназывают их
поверхности, подписывают на настенной карте. Поясняют, от
названия в контурной карте, чего зависит климат на материке.
используя помощь учителя
Сравнивают климат северной и центральной части континента. Отмечают на контурной карте выделенные в тексте горы, реки и озёра

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о природных
зонах Африки. Знакомство
обучающихся с тропическим
(экваториальным) лесом Африки. Совершенствование
навыков работы с учебником,
приложением к учебнику

Знакомятся с природными
зонами Африки. По рисункам
называют растения Африки.
По предложенным учителем
предложениям составляют
рассказ об одном из растений
тропического леса

10. Животный мир
тропических
лесов

1ч.

По рисункам называют животных зоны тропических
лесов Африки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об
одном из животных тропического леса

11. Растительный
мир саванн..

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о природных
зонах Африки. Знакомство
обучающихся с тропическим
(экваториальным) лесом Африки. Совершенствование
навыков работы с учебником,
приложением к учебнику
Знакомство с природными зонами Африки. Формирование
представлений обучающихся о
растительности саванн.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы при
выполнениизаданиивтетради на
печатной основе

12. Животный
мир саванн

1ч.

9.

Природные зоны.
Растительный мир
тропических лесов.

Выписывают понятие «саванна» из словаря в тетрадь.
По картинкам называют растения саванн. Записывают
названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из
растений саванн по предложенным учителем предложениям
Знакомство с природными
По картинкам называют жизонами Африки.
вотных саванн. Записывают
Формирование представлений названия в тетрадь. Составобучающихся о животном мире ляют рассказ об одном из
саванн. Совершенствование
животных саванн по предлонавыков самостоятельной

Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Африка. Показывают и называют на карте тропический лес. Рассказывают, отчего зависит многообразие растительного мира тропического леса Африки. Составляют рассказ об одном из
растений, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических
лесов на контурной карте
Рассказывают, отчего зависит
многообразие животного мира
тропического
леса
Африки.
Составляют
рассказ об одном из животных,
зарисовывают его в тетради.
Обозначают зону тропических лесов
на контурной карте
Дают определение, что такое саванна. Рассказывают, как меняется
внешний вид саванн в дождливый и
сухой сезон. Записывают названия
растений в тетрадь. Объясняют как
взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Составляют
рассказ об одном растении саванн
Записывают названия животных в
тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир
саванн. Составляют рассказ об одном животном саванн

работы при выполнении
задании в тетради

женным учителем предложениям

13. Растительный и
животный мир
пустынь

1ч.

Знакомство с природными
зонами Африки. Продолжение
формирования представлений
обучающихся об Африке.
Формирование представлений
обучающихся о пустынях
Африки

Показывают на карте пустыни Африки, используя помощь учителя. Закрашивают
зону пустынь, заранее выделенную учителем в контурной карте. Называют представителей растительного и
животного мира ,выделенных
в тексте учебника

14. Население и государства

1ч.

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в
Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем.
По рисункам рассказывают,
чем занимаются жители этих
стран, используя помощь
учителя

15. Государства
Африки:
Египет,
Эфиопия.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Африке. Знакомство обучающихся с населением,
хозяйственной
деятельностью, бытом
жителей африканского
материка, крупными
государствами.
Совершенствование навыков
работы с политической
картой Африки, навыки
работы в контурных картах
Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью, бытом жителей Египта, Эфиопии

Показывают на кар- те
государства материка, заранее выделенные учителем.
По рисункам рассказывают,
чем занимаются жители этих
стран, используя помощь
учителя

Называют и показывают пустыни
Африки на настенной карте и обозначают их в контурной карте.
Выписывают в тетрадь из словаря
но- вые географические понятия.
Формулируют главное правило
жизни в пустыне. Рассказывают с
опорой на текст учебника как
приспособились
животные
и
растения к климатическим условиям
пустыни
Перечисляют
народы,
которые
населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный
цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные территории.
Описывают занятия населения по
сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о
достопримечательностях этих стран

Перечисляют
народы,
которые
населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмный
цвет кожи. Находят на карте
наиболее
густонаселенные
территории.

16. Государства Африки: Танзания,
Демократическая
Республика Конго.

1ч.

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью,бытомжителейТанзании,Демократической Республики Конго

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в
Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем.
По рисункам рассказывают,
чем занимаются жители этих
стран, используя помощь
учителя

17. Государства
Африки Египет,
ЮАР

1ч.

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью, бытом жителей Египта, ЮАР

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в
Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем.
По рисункам рассказывают,
чем занимаются жители этих
стран, используя помощь
учителя

18. Обобщающий
урок
по
теме
«Африка»

1ч.

Обобщение знаний обучающихся об изучаемом материке.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы в парах, группах при выполнении
заданий

Показывают
Африку
на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка с опорой на предложения и иллюстративный
материал, предложенный
учителем

Перечисляют
народы,
которые
населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмныйцвет
кожи. Находят на карте наибо- лее
густонаселенные
территории.
Описывают занятия населения по
сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые
государства.Рассказываютодостопримечательностяхэтихстран
Перечисляют
народы,
которые
населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют тёмныйцвет
кожи. Находят на карте наибо- лее
густонаселенные
территории.
Описывают занятия населения по
сюжетным иллюстрациям. Отмечаютвконтурнойкартеизучаемые
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран
Показывают на карте Африку. Дают
краткую характеристику материка с
опорой на карты и с помощью учителя

19. Австралия.Географическоеположение

1ч.

20. Разнообразиерельефа, климат,
рекии озера

1ч.

21. Растительныймир

1ч.

Австралия–8часов
Формированиепредставлений Показывают Австралию на
обучающихся об Австралии.
настенной карте, используя
Знакомствошкольниковсгеопомощь учителя. ПодписыграфическимположениемАввают названия материка, мостралии. Совершенствование
ря и океаны, которые омынавыков работы с картой повают материк с помощью
лушарий, глобусом, физичеучителя. Составляют рассказ
ской картой Австралии
по предложенным учителем
предложениям о географическом положении Австралии
Продолжениеформирования
представленийобучающихся
об Австралии. Знакомство
школьниковсрельефом,особенностями климатических
условий,водоемамиАвстралии. Совершенствование
навыков показа географических объектов на настенной
карте
Продолжать формирование
представленийобучающихся
об Австралии. Знакомство
школьниковстипичными
представителямирастительного мира Австралии

Показывают на карте заранее
выделенныеучителемформы
поверхности, подписывают
названия в контурной карте,
используя помощь учителя

Знакомятся с природными
зонами Австралии. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ
об одном из растений материка,зарисовываютегов
тетрадь

Называют и показывают на настенной карте Австралию, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в
тексте учебника. Записывают новые
географические термины в тетрадь.
Сравнивают береговые очертания
Австралии и Африки. Составляют
по плану краткую характеристику
географического положения
Австралии
Рассказывают о климатических
условиях Австралии. Называют регионыАвстралии,вкоторыхклимат
наиболее благоприятен для жизни
людей и ведения сельского хозяйства. Показывают на настенной карте самое крупное озеро и реки Австралии.Отмечаютнаконтурной
карте выделенные в тексте географические объекты
Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Австралия.
Рассказывают о разнообразии растительного мира, о растение, которое является символом Австралии

22. Животный мир

1ч.

23. Население
Австралии

1ч.

24. Австралийский
Союз

1ч.

Продолжать формирование
представленийобучающихся
об Австралии. Знакомство
школьников с типичными
представителямиживотного
мира Австралии

По картинкам называют
животных
Австралии.
Записывают
названия
в
тетрадь. Составляют рассказ
об одном из животных
Австралии по предложенным
учителем предложениям
Продолжать формирование
Записывают в тетрадь наропредставлений обучающихся
ды, которые проживают в
об Австралии. Знакомство с
Австралии. Показывают на
коренным и пришлым
карте государства материка,
населением Австралии.
заранее выделенные учитеСовершенствование
лем. По рисункам рассказысамостоятельной
вают, чем занимаются житеработы при выполнении
ли этих стран, используя поупражнений в тетради Развитие мощь учителя
навыков самоконтроля при
выполнении упражнений
Формированиепредставлений Показывают на карте госуогеографическомположении,
дарство Австралийский Согосударственном устройстве,
юз, используя помощь учихозяйстве изучаемого госутеля. По рисункам рассказыдарства
вают, чем занимаются местные жители этой страны, используя помощь учителя.
Выписывают
в
тетрадь
название столицы и крупных
городов Австралии

Рассказывают о разнообразии животного мира Австралии. Называют
представителей сумчатых и яйцекладущих животных. Составляют
рассказ об одном из животных Австралии
Перечисляют
народы,
которые
населяют материк. Находят на карте
наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения
по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран

Называют коренное население Австралии. На карте показывают
плотно заселенные территории Австралии. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства, которые хорошо развиты на
континенте. Показывают на карте
Австралийский Союз. Отмечают на
контурной карте столицу и крупные
городаАвстралии.Составляютрассказободномизних

25. Океания.Остров
Новая Гвинея

1ч.

Формированиепредставлений
обучающихся об уникальности природы земного шара на
примере островов Океании.
Знакомствошкольниковспутешествиями и открытиями
русских мореплавателей

26. Обобщающий
урокпотеме«Австралия»

1ч.

Обобщение знаний обучающихсяобизучаемомматерике.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы в парах, группах при выполнении
заданий

27. Географическое
положение.Антарктика

1ч.

Подписывают
названия
крупнейших островов Океании в контурной карте, используяпомощьучителя. Составляют рассказ о русском
учёном Н. Н. МиклухоМаклай с опорой на предложенные учителем предложения

Показывают Австралию на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка с опорой на предложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем
Антарктида–6часов
Продолжение формирования
Показывают на карте Анпредставлений обучающихся
тарктиду, используя помощь
об Антарктидекак самом хоучителя. В контурной карте
лодном материке земного ша- подписывают названия океара. Знакомство с географиченов и островов, заранее выским положением Антарктиделенных учителем. Составды.Совершенствованиенавыляют рассказ о первой русков показа географических
ской экспедиции по предлообъектов на настенной карте,
женным учителем предложенавыки работы в контурных
ниям
картах

Показывают и называют на настенной карте острова Новая Гвинея и
Новая Зеландия. Отмечают их на
контурной карте. Называют самый
большой остров и описывают особенности его природы. Составляют
рассказ о русском ученом Н. Н. Миклухо-Маклай, который первый
изучилжизньибытнародовНовой
Гвинеи,опираясьнатекстучебника
Показывают на карте Австралию.
Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя

Сравнивают физические карты Австралии и Антарктиды. Называют
признаки сходства и различия.На
контурной карте обозначают Южный полюс. Подписывают названия
океанов, омывающих берега Антарктиды и Антарктических полуостровов. Рассказывают о первой
русской экспедиции к Южному материку. Показывают ее маршрут на
карте.Называютпутешественника,
который первый достиг Южного
полюса

28. Открытие Антарктидырусскими мореплавателями

1ч.

29. Разнообразиерельефа, климат

1ч.

30. Растительныйи
животный мир
Антарктиды.
Охранаприроды

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Антарктидекак самом холодномматерикеземногошара.Формированиеуважительного отношения к людям, занимающимся наукой, географическими открытиями,
наблюдениями и описанием
Земли.
Продолжение формирования
представления обучающихся
обАнтарктидекаксамомхолодномматерикеземногошара. Знакомство с поверхностьюматерика,егоклиматом,
полезными ископаемыми
Формированиепредставлений
обучающихся о растительном
иживотноммире Антарктиды

Показывают на карте выделенный стрелками маршрут
русской экспедиции. Называют путешественников, которые первыми достигли
Южного полюса с помощью
учителя

Рассказывают о первой русской
экспедиции к берегам Антарктиды.
Показывают ее маршрут на настенной иотмечают вконтурной картах.
Называют путешественников, которые первыми достигли Южного полюса, опираясь на текст учебника

Рассматривают физическую
карту Антарктиды, опираясь
на предложенные учителем
предложения,
составляют
рассказ о климатических
условиях материка. По геологической карте называют
полезныеископаемыеспомощьюучителя
По иллюстрации перечисляют представителей животного мира. Составляют рассказ
о пингвинах по предложеннымучителемпредложениям

Объясняют, от чего зависит климат
Антарктиды. Рассказывают о поверхности материка. Перечисляют
полезные ископаемые материка. На
контурную карту наносят географические названия. Составляют рассказ о климате Антарктиды, опираясь на текст учебника
Называют растения материка. Перечисляют животных и птиц Антарктиды. Объясняют, почему нет копытных животных, а много ластоногих. Зарисовывают пингвинов в
тетрадь. Составляют рассказ «Как
приспособились пингвины к жизни
насамомхолодномматерикеЗемли»

31. Современныеисследования Антарктиды

1ч.

32. Обобщающий
урокпотеме«Антарктида»

1ч.

33. ОткрытиеАмерики

1ч.

34. Географическое
положение СевернойАмерики

1ч.

Продолжение формирования
представления обучающихся
об Антарктиде. Знакомство с
исследованиями материка на
современномэтапе.Формированиеуважительногоотношения к людям, занимающимся
наукой, географическими открытиями, наблюдением и
описаниемЗемли
Обобщениеисистематизация
знаний об Антарктиде

Составляют рассказ об ученых из антарктических экспедиций по предложенным
учителем предложениям. Показывают и называют на карте научные станции, заранее
выделенные учителем

Рассказывают, в каких условиях
живут ученые из научных антарктических экспедиций, что они изучают. Показывают на карте научные
станции Антарктиды и отмечают их
в контурной карте. Перечисляют
географические названия, связанные с именами исследователей

Показывают Антарктиду на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка с опорой на предложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем
Америка–1час
Формированиепредставлений Показывают на карте полуучащихся об открытии Амешарий часть света -Америкус
рики. Формирование потребпомощью учителя. Назыности в чтении дополнительвают, кто открыл Америку и
ной литературы с целью расв честь кого была названа,
ширения, обогащения геограопираясь на предложения,
фических знаний
предложенные учителем

Показывают на карте Антарктиду.
Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя

СевернаяАмерика-9часов
Формированиепредставлений По пунктирным линиям отобучающихся о материке Семечают путь кораблей КовернаяАмерика.Знакомствос
лумба. Отмечают на контургеографическим положением
ной карте заранее выделенматерика. Закреплять навыки
ныеучителемгеографиче-

Наносят на контурную карту путь
кораблей Колумба. Показывают на
физической карте материка острова
Куба, Гаити, Алеутские острова,
полуостров Аляска. Называют русских путешественников, которые
участвовали в открытии и освоении
полуострова Аляска
Наносят на карту путь кораблей Колумба. Называют путешественника,
в честь которого была названа Америка. Рассказывают о русских путешественника,открывшихсеверо-

работысгеографическими,
контурными картами

35. Разнообразиерельефа, климат

1ч.

36. РекииозераСевернойАмерики

1ч.

37. Растительныйи
животный мир

1ч.

Продолжение формирования
представленияобучающихсяо
Северной Америке. Знакомство школьников с рельефом
Северной Америки. Показ зависимости климата от географического положения материка
Продолжение формирования
представленийобучающихсяо
материке Северная Америка.
Знакомство обучающихся с
воднымиресурсамиизучаемого материка.
Совершенствование навыков
показагеографическихобъектов на настенной карте
Знакомство обучающихся с
природнымизонамиСеверной
Америки. Формирование
представленийо типичных
представителяхрастительного
и животного мира изучаемого
материка. Развитие навыка
чтения географической карты

ские объекты. Составляют
рассказ о географическом
положении Северной Америки, опираясь на план и предложения,предложенныеучителем
Показывают на настенной
карте равнины и горы, заранее выделенные учителем.
Подписывают их названия в
контурной карте, используя
помощь учителя

запад континента. Отмечают на
контурнойкартевыделенныешрифтом географические объекты. Дают
краткую характеристику географического положения Северной Америки
Показывают и называют формы
земной поверхности Северной Америки. Отмечают их на контурной
карте. Перечисляют полезные ископаемые материка. Составляют рассказ о климатических условиях Северной Америки

Показывают на карте заранее
выделенные учителем реки и
озёра,подписываютназвания
вконтурнойкарте,используя
помощь учителя

Называют и показывают на настенной карте реки и озера Северной
Америки. Отмечают на карте выделенные шрифтом географические
объекты. Составляют рассказ о Великих озёрах Северной Америки

По иллюстрации перечисляют представителей растительного и животного мира.
Составляютрассказободном
изпредставителейживотного
или растительного мира,
опираясьнапредложенные
словосочетания, предложения

Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Северная
Америка. Рассказывают о разнообразие растительного и животного
мира.Составляют рассказ об одном
из животных Северной Америки

38. НаселениеигосударстваСеверной
Америки.

1ч.

Продолжение формирования
представленийобучающихсяо
народах, населяющих земной
шар,разнообразиигосударств.
Развитие навыков работы с
политической картой

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в
Северной Америке. Показывают на карте государства
материка, заранее выделенные учителем. По рисункам
рассказывают о достопримечательностях этих стран

39. Соединенные
ШтатыАмерики

1ч.

Показывают на карте государство США, используя помощь учителя. По рисункам
рассказывают, чем занимаются местные жители этой
страны, используя помощь
учителя

40. Канада

1ч.

Продолжение формирования
представленийобучающихсяо
народах, населяющих земной
шар,разнообразиигосударств.
Знакомство школьников с географическим положением,
государственнымустройством
США, населением и его основными занятиями.
Развитиенавыковработыс
географическойкартой
Продолжение формирования
представленийобучающихсяо
народах, населяющих земной
шар,разнообразиигосударств.
Сообщение сведений о географическомположение,особенностях природы, населении, хозяйстве Канады.
Развитиенавыковсамостоятельнойработыв контурной

Показывают на карте государство Канада, используя
помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой
страны, используя помощь
учителя

Рассказывают о коренных жителях
материка. Показывают на карте, где
живут эскимосы и индейцы. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Перечисляют отрасли промышленности и
сельского хозяйства изучаемых государств.Отмечаютгосударстваиих
столицывконтурнойкарте.Рассказывают о достопримечательностях этих стран
ПоказываютнакартеСоединенные
ШтатыАмерики.Перечисляютви- ды
промышленности и сельского
хозяйства.Отмечаютнаконтурной
карте столицу и крупные города
изучаемого государства. Рассказывают о достопримечательностях
этой страны

ПоказываютнакартеКанаду.Перечисляют виды промышленности и
сельского хозяйства. Отмечают на
контурнойкартестолицуикрупные
города изучаемого государства.
Рассказываютодостопримечательностях этой страны

41. Мексика.Куба

1ч.

42. Обобщающий
урокпотеме«Северная Америка»

1ч.

43. Географическое
положение

1ч.

44. Разнообразиерельефа, климат

1ч.

карте
Продолжение формирования
представленийобучающихсяо
народах, населяющих земной
шар,разнообразиигосударств.
Развитиенавыковработыс
географическимикартами

Показывают на карте изучаемые государства, используя
помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих
стран, используя помощь
учителя
ОбобщениеисистематизироПоказывают Северную Амевание знаний о Северной
рику на настенной карте.
Америке
Называют характерные особенности материка с опорой
напредложенияииллюстративный материал, предложенный учителем
ЮжнаяАмерика -12часов
Продолжение формирования
Отмечают на контурной карпредставленийобучающихсяо те заранее выделенные учиматериках земного шара. Сотелем географические объекобщение сведенийо геограты. Составляют рассказ о
фическомположенииЮжной
географическом положении
Америки, открытии острова
Северной Америки, опираясь
Огненная Земля. Развитие
на план и предложения,
навыков использования геопредложенные учителем
графическихкартдляполучения новой учебной информации
Формированиепредставлений Показывают на настенной
обучающихся о Южной Амекарте равнины и горы, зарарике. Сообщение сведений о
нее выделенные учителем.
разнообразии и контрасте поПодписывают их названия в
верхности, особенностях кли- контурнойкарте,используя

Показывают на карте изучаемые
государства. Перечисляют виды
промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной
карте столицу и крупные города
изучаемых стран. Рассказывают о
достопримечательностях этих стран
Показывают на карте Северную
Америку. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и
с помощью учителя

Называют и показывают на настенной карте Африку, океаны и моря,
которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Записывают новые
географические термины в тетрадь.
Составляют по плану краткую характеристику географического положения Южной Америки
Называют и показывают на настенной карте формы рельефа Южной
Америки. Отмечают на контурной
карте географические названия, выделенныевтекстеучебника.Срав-

45. РекииозераЮжной Америки

1ч.

46. Растительныймир
тропических лесов

1ч.

47. Животныетропического леса

1ч.

мата Южной Америки. Установлениевзаимосвязигеографического положения, поверхностииклиматаизучаемого материка
Формированиепредставлений
обучающихся о Южной Америке.Знакомствошкольников
сводоемамиизучаемогоматерика. Совершенствование
навыковпоказагеографическихобъектовнанастенной
карте
Формированиепредставлений
обучающихся о разнообразии
растительного мира земного
шара. Сообщение сведений о
растительности тропических
лесов Южной Америки. Закрепление знания обучающихся о тропических лесах
земного шара в процессе
сравнениялесовАфрики,Северной Америки и Южной
Америки
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
животногомираземногошара.
Сообщение школьникам сведенийотипичныхпредставителяхживотногомиратропических лесов Южной Амери-

помощьучителя

нивают климат Африки и Южной
Америки. Составляют рассказ о
климатических условиях Южной
Америки

Показывают на настенной
карте заранее выделенные
учителем реки и озера Южной Америки. Составляют
рассказ об Амазонке по
предложенным
учителем
предложениям

Отмечают на контурной карте
крупные реки и озёра Южной Америки. Сравнивают Амазонку и Нил
по характеру течения и питания.
Называют сходства и различия.
ОписываютоднуизрекЮжной
Америки по предложенному учителем плану
Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Южная Америка. Отмечают их в контурной
карте. Показывают и называют на
карте тропический лес. Рассказывают, как меняется Амазония в результате хозяйственной деятельности человека. Составляют рассказоб
одном из растений. Зарисовываютвтетрадинекоторыерастения,
которые водятся только на этом материке
Рассказывают, от чего зависит многообразие животного мира тропического леса Южной Америки. Составляют рассказ об одном из животных,зарисовываютеговтетради. Обозначают зону тропических
лесов на контурной карте

Знакомятся с природными
зонами Южной Америки. По
рисункам называют растения
материка. По предложенным
учителем предложениям составляютрассказободномиз
растений тропического леса

По рисункам называют животных зоны тропических
лесов Южной Америки. По
предложенным
учителем
предложениямсоставляют
рассказ об одном из животных тропического леса

48. Растительныймир
саванн степей полупустынь и горных районов

1ч.

49. Животный мир
саванн, степей,
полупустынь,пустынь

1ч.

50. Населениеигосударства

1ч.

ки. Закрепление знаний обучающихся о тропических лесах земного шара в процессе
сравнениялесовАфрики,Северной Америки и Южной
Америки
Формированиепредставлений
обучающихся о разнообразии
природных условий Южной
Америки. Сообщение сведений о разнообразии растительногомираЮжнойАмери- ки

Продолжение формирования
представленийобучающихсяо
разнообразии природных
условий Южной Америки.
Знакомствашкольниковсживотным миром саванн, пустынь, степей и гор Южной
Америки

Показывают на карте саванны, степи, горные районы
материка, используя помощь
учителя. Записывают в тетрадь названия представителей растительного мира, выделенных в тексте учебника

Показывают на карте саванны, степи, горные районы
материка, используя помощь
учителя. По иллюстрации
перечисляют представителей
животного мира саванн, степей, полупустынь, пустынь
ЮжнойАмерики.Записывают названия животных в тетрадь
Продолжение формирования
Показывают на карте госупредставленийобучающихсяо дарства материка, заранее
Южной Америке. Формирова- выделенные учителем. По
ниепредставленийокоренном и рисункам рассказывают, чем
пришлом населении материзанимаютсяжителиэтих

Рассказывают о разнообразии растений в зоне степей Южной Америки. Сравнивают пустыни Африки и
Южной Америки. Показывают, как
изменяются природные зоны в горах на карте «Высотная поясность
Южной Америки». Зарисовывают в
тетради растения Южной Америки.
Составляют рассказ об одном из
представителейрастительногомира
Южной Америки
Рассказывают о разнообразии животных в зоне степей Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный
мир саванн. Зарисовывают в тетради животных ЮжнойАмерики.Составляютрассказободномизпредставителей животного мира Южной
Америки
Показывают на политической карте
крупные государства Южной Америки. Рассказывают о разнообразном составе народов Южной Америки.Наносятнаконтурнуюкарту

ка.Сообщениесведенийо
государствахЮжнойАмерики
51. ГосударстваЮжной Америки:
Бразилия

1ч.

Сообщение сведений о государствах Южной Америки.
Совершенствование навыков
работысполитическойкартой

52. ГосударстваЮжнойАмерики:Аргентина

1ч.

Продолжение формирования
представленийобучающихсяо
народах, населяющих земной
шар,разнообразиигосударств.
Знакомство с государством
ЮжнойАмерики-Аргентиной

53. ГосударстваЮжнойАмерики:Перу

1ч.

Продолжение формирования
представленийобучающихсяо
народах, населяющих земной
шар,разнообразиигосударств.
Знакомство с государством
Южной Америки-Перу

54. Обобщающий
урок по теме
«ЮжнаяАмерика»

1ч.

Обобщениеисистематизированиезнанийобучающихсяо
Южной Америке

стран, используя
учителя

помощь изучаемые государства и их столицы. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства,
развитые в этих странах
Показывают на карте изуча- Показывают изучаемые государства
емые государства, используя на карте. Перечисляют виды пропомощь учителя. По рисун- мышленности и сельского хозяйкам рассказывают, чем зани- ства. Отмечают на контурной карте
маются местные жители этих столицу и крупные города изучаестран,используяпомощь
мыхстран.Рассказываютодостоучителя
примечательностяхгосударства
Показывают на карте изуча- Показывают изучаемые государства
емые государства, используя на карте. Перечисляют виды пропомощь учителя. По рисун- мышленности и сельского хозяйкам рассказывают, чем зани- ства. Отмечают на контурной карте
маются местные жители этих столицу и крупные города изучаестран, используя помощь мых стран. Рассказывают о достоучителя
примечательностях государства
Показывают на карте изуча- Показывают изучаемые государства
емые государства, используя на карте. Перечисляют виды пропомощь учителя. По рисун- мышленности и сельского хозяйкам рассказывают, чем зани- ства. Отмечают на контурной карте
маются местные жители этих столицу и крупные города изучаестран, используя помощь мых стран. Рассказывают о достоучителя
примечательностях государства
Показывают Южную Амери- Показывают на карте Южную Амеку на настенной карте. Назы- рику.Даюткраткуюхарактеристику
вают характерные особенно- материка с опорой на карты и с пости материка с опорой на мощью учителя
предложенияииллюстративный материал, предложенный учителем

Евразия– 14 часов
Формированиепредставлений Показывают Евразию на каробучающихсяобЕвразиикак
те полушарий и глобусе, иссамомкрупномматерикеземпользуя помощь учителя.
ного шара. Знакомство с геоДают краткую характеристиграфическим положением
ку географического положеЕвразии
ния материка по плану и
опорным предложениям

55. Географическое
положение

1ч.

56. Очертания береговЕвразии.МоряСеверногоЛедовитого и Атлантическогоокеанов. Острова и
полуострова

1ч.

Продолжениеформирования
представленийогеографическом положении Евразии.
Знакомствосочертаниямиберегов,островамииполуостровами океанов, омывающими
материк

57. Очертание береговЕвразииМоря
Тихого и Индийского океанов.
Островаиполуострова

1ч.

Продолжениеформирования
представленийогеографическом положении Евразии.
Знакомствосочертаниямиберегов,островамииполуостровами Тихого и Индийского
океанов.
Закреплениезнанийшкольников о морях Тихого океана,
омывающихвосточноепобережье РФ

Показывают на физической
карте океаны, которые омываютЕвразию.Записываютв
тетрадь острова и полуострова материка. Составляют
рассказободномизморейпо
опорным словам, и словосочетаниям, принимая помощь
учителя
Записывают в тетрадь острова и полуострова Тихого и
Индийского океанов. Составляютрассказободномиз
морей, по опорным словам, и
словосочетаниям, принимая
помощь учителя

Рассказывают о географическом положении Евразии. Называют части
света, из которых состоит материк,
сравнивают их по площади. На контурной карте проводят условную
границу между Европой и Азией и
отмечают географические названия,
выделенные в тексте учебника
На физической карте показывают и
называют океаны, омывающие материк.Отмечаютморяэтихокеанов,
острова и полуострова на контурных картах. Дают характеристику
одномуизморейпопредложенному
учителем плану
На физической карте показывают и
называют океаны, омывающие материк.Отмечаютморяэтихокеанов,
острова и полуострова на контурных картах. Дают характеристику
одномуизморейпопредложенному
учителем плану

58. Разнообразиерельефа.Полезные
ископаемые Европы

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о Евразии. Знакомство с рельефом и полезными ископаемыми Европы.
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнениизаданийвтетрадина
печатной основе

59. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемыеАзии

1ч.

Формированиепредставлений
обучающихся о Евразии. Знакомство с рельефом и полезными ископаемыми Азии.
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнениизаданийвтетрадина
печатной основе

60. Климат Евразии

1ч.

Формированиепредставлений
обучающихся о Евразии, особенностях ее климатических
условий. Совершенствование
навыковработысфизической
картой

Показывают на настенной
карте равнины и горы, заранее выделенные учителем.
Подписывают их названия в
контурной карте, используя
помощьучителя.Называюти
показывают (заранее обозначенные учителем на настеннойкарте)крупнейшиеместорождения полезных ископаемых Европы
Показывают на настенной
карте равнины и горы, заранее выделенные учителем.
Подписывают их названия в
контурной карте, используя
помощьучителя.Называюти
показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторожденияполезныхископаемыхАзии
Закрашивают в контурной
карте климатические пояса,
заранее выделенные учителем. Составляют рассказ о
климате Росси по предложенным учителем предложениям. На контурной карте
отмечаютрекииозера,используяпомощь учителя

Показывают на физической карте
равнины, плоскогорья и горы Евразии. Отмечают формы рельефа
Евразии в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на материке, показывают их месторождения на карте

Показывают на физической карте
равнины, плоскогорья и горы Азии.
Отмечают формы рельефа Евразиив
контурной карте. Перечисляют
полезные ископаемые, которые добываютнаматерике,показываютих
месторождения на карте

Перечисляют,в каких климатических поясах расположен материк,
называют особенности каждого из
климатических поясов. Рассказывают, какие факторы определяют
климат Евразии. Показывают и
называют крупнейшие реки и озера
материкаиотмечаютихвконтурнойкарте

61. РекииозераЕвропы

1ч.

62. Реки
Азии

1ч.

и

озера

63. Растительныйи
животный мир
Европы

1ч.

64. Растительныйи
животный мир
Азии

1ч.

Формированиепредставлений
о богатстве водных ресурсов
Евразии.Сообщениесведений о
водоемах Европы.
Совершенствованиенавыков
работы с физической картой

Показывают реки и озёра Европы (заранее выделенные
учителем на карте). Наносят
наконтурнуюкартуназвания
рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о
реках и озерах Европы по
опорным словами словосочетаниям
Формированиепредставлений Показывают реки и озёра
о богатстве водных ресурсов
Азии (заранее выделенные
Евразии.Сообщениесведений о учителем на карте). Наносят
водоемах азиатской части
наконтурнуюкартуназвания
изучаемого материка
рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о
реках и озерах Азии, по
опорным словам и словосочетаниям
Продолжение формирования
Называют растения и животпредставленийобучающихсяо ных Европы. Записывают в
Евразии. Сообщение сведений тетрадь названия представио растительном и животном
телей растительного и жимире изучаемого материка.
вотного мира, выделенных в
Развитие навыков самостоятексте учебника, используя
тельного получения учебной
помощь учителя
информацииизкартприложения к учебнику
Продолжение формирования
Называют растения и животпредставленийобучающихсяо ных Азии. Записывают в тетЕвразии. Сообщение сведений радь названия представитео растительном и животном
лей растительного и животмире изучаемого материка.
ногомира,выделенныхв

Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской части материка.Наносят на
контурнуюкартуназваниярек,озер,
каналов. Составляют рассказ о реках и озерах Европы по плану

Называют и показывают реки и озера, которые расположены в азиатской части материка. Наносят на
контурнуюкартуназваниярек,озер,
каналов. Составляют рассказ о реках и озерах Азии по плану

Называют и показывают на карте
природные зоны Европы. Перечисляют представителей растительного
и животного мира каждой природной зоны

Называют и показывают на карте
природные зоны Азии. Перечисляют представителей растительного и
животного мира каждой природной
зоны

65. Население
Евразии.

1ч.

66. Культура и быт
народов
Евразии.

1ч.

67. Обобщающий
урок по теме
«Евразия»

1ч.

68. Обобщающий
урок по курсу
«Географияматериковиокеанов»

1ч.

Развитие навыков самостоятельного получения учебной
информации из карт
приложения к учебнику
Формирование представлений
обучающихся о многонациональном населении материка
Евразия
Формирование представлений
обучающихся о многонациональном населении материка
Евразия. Сообщение о
сновных сведений о культуре и
быте народов Евразии

Тексте учебника, используя
помощь учителя

Обобщение и
систематизирование сведений
о крупнейшем материке
земного шара.
Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий в контурной
карте
Обобщение и систематизирование знаний по курсу «География материков и океанов»

Показывают Евразию на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка с опорой на предложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

На карте показывают госу- Называют по иллюстрациям часть
дарства Евразии, заранее вы- Евразии, которая более плотно заделенные учителем.
селена
Составляют рассказ о куль- Составляют рассказ о культуре и
туре и быте своего края по быте своего края.
предложенным
учителем
предложениям.

Показывают на карте Евразию. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя

Показывают материки и оке- Показывают на настенной карте
аны на настенной карте с по- материки и океаны. По описанию и
мощью учителя.
иллюстрациям определяют, о каком
материке и океане идет речь. Наносят названия материков и океанов в
К.к.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».