Рабочая программа по предмету «Человек» 1 класс (СИПР) создана на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта начального общего
образования;
Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Примерной адаптированной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 9.2).
Общая характеристика учебного предмета
Цели:
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития ребенка
ОВЗ, его познавательной деятельности;
- формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в
дальнейшем поможет обучающейся адаптироваться в социуме.
- формирование представлений о человеке, его окружении, ориентации в
социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам;
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения);
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов,
действия с ними);
расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем
мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности, которые способствуют развитию
аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащать словарный запас обучающихся.
формировать
способность
пользоваться
доступными
средствами
коммуникации и общения
В Основных положениях специального федерального государственного
стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены
два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей
для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной
компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас
необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и
взаимодополняющие стороны образовательного процесса.
Основное внимание при изучении курса
уделено формированию
представлений об окружающем социальном мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с
природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через
развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об
особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Место предмета в базисном учебном плане:
Программа по предмету «Человек» рассчитана на 99 часов в год (3 часа в
неделю).
На занятиях ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются
такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе,
проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему
и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
-мозаики;
- разрезные карточки по темам;
- демонстрационные карточки по темам;
- настольно-печатные игры по темам.
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных
представлений) – карточки Домана ;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей
доступных представлений по предмету (курсу).
- доска универсальная (с возможностью магнитного крепления)
- персональный ноутбук.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации
являются: специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам,
графические и печатные изображения.
медиа-ресурсы и прочее:
-персональный ноутбук,
-http://www.breasting.ru/,
-http://raduga.rkc-74.ru/,
-http://www.yandex.ru/,
-my@1september.ru. Журнал «Начальная школа»,
-Pro.Школу. ru.интернет- портал.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с
этим требования к результатам освоения образовательных программ
представляют собой описание возможных результатов образования данной
категории обучающихся.
Возможные личностные результаты:
реагировать на имя (собственное или имена родных);
проявлять собственные чувства, желания;
навыки адаптации;
обращаться за помощью и принимать помощь;
участвовать в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом);
принимать пассивное участие в коллективных играх
проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное
поведение
наблюдать за действиями родных, учителя;
проявлять познавательную активность.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет,
выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
Возможные коррекционные результаты:
умение взаимодействовать;
проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке);
проявляет интерес к себе и членам своей семьи, знакомых;
исследует предметы окружающего мира;
умение воспринимать информацию зрительно и тактильно;
узнавать предметы и сооружения для игр;
рассматривает игрушки, изображающие транспортные средства:
Возможные предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, семье, о расположенных в них и рядом объектах (члены
семьи; части тела; мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте
и т.д.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о социальных ролях людей в семье.
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и
т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и детьми.
· Умение соблюдать правила поведения в семье, взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных
интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде,
на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Возможные базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- ориентироваться в пространстве дома, пользоваться мебелью;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником
на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша и т.д.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного
задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное
задание от начала до конца.
Основные требования к возможным знаниям и умениям учащихся
Возможные результаты образования данной категории обучающихся:
1)Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с
другими.
Представления о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои
интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, свои интересы, хобби и др.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к
своим возрастным изменениям.
2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям
и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами.
Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них
взрослым.
Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук после посещения туалета и перед едой).
3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.
Содержание предмета:
Человек
«Представления о себе»
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду
Идентификация себя как девочки
Узнавание (различение) частей тела (голова (глаза, нос, рот, уши), туловище
(спина, живот), руки, ноги
«Семья»
Узнавание (различение) членов семьи
Узнавание (различение) детей и взрослых
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи
«Гигиена тела»
Вытирание рук полотенцем
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук
(открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание
рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук)
Чистка зубов и полоскание полости рта
Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости
рта
Мытье и чистка ушей
«Обращение с одеждой и обувью»
Узнавание (различение) предметов одежды (куртка, шапка, шарф, варежки, свитер,
рубашка, майка, трусы, юбка (платье), брюки, носки)
Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы, рукав, воротник)
Узнавание (различение) предметов обуви
Узнавание (различение) головных уборов
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий
«Прием пищи»
Сообщение о желании пить
Сообщение о желании есть
«Туалет»
Сообщение о желании сходить в туалет
Средства мониторинга и оценки динамики обучения учащегося:
В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система
балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой
знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики,
солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме
этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не
старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое
мнение», «давай послушаем других» и т. д.
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полгода. В ходе
мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий,
операций, определенных данной программой. Итоговые результаты за
оцениваемый период оформляются в форме характеристики. На основе
характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, составляется СИПР
на следующий учебный период. В конце первого полугодия по итогам
мониторинга, в случае необходимости, могут быть внесены изменения в СИПР. В
конце учебного года, на основе анализа данных, составляется характеристика на
обучающегося, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий
учебный год.
Уровни освоения (выполнения)
Примечание/описание
действий/операций
1. Пассивное участие/соучастие. - действие
выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо
сделать с ним)
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения
или вербально)
- по подражанию или по образцу
- самостоятельно с ошибками
- самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
использования
(изображение)
с
косвенной
- самостоятельного использования
подсказкой
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Человек»
№
название темы, темы контрольных,
практических и лабораторных работ
количество
часов,
отводимых на
освоение
программного
материала
Идентификация себя, как
человека
1.
Идентификация себя, как
человека
1
Идентификация себя, как
человека
Идентификация себя, как
человека
2.
Узнавание (различение)
мальчика и девочки по
внешнему виду
1
Узнавание (различение)
мальчика и девочки по
внешнему виду
Узнавание (различение)
мальчика и девочки по
внешнему виду
3.
Идентификация себя как
мальчика по внешним
признакам.
1
Идентификация себя как
мальчика по внешним
признакам.
Идентификация себя как
мальчика по внешним
признакам.
4.
Знакомство с частями тела. Игра
1
дата
проведения
урока
изменение
даты,
№ и дата
приказа
«Покажи части тела»
Знакомство с частями тела. Игра
«Покажи части тела»
Знакомство с частями тела. Игра
«Покажи части тела»
5.
Знакомство с частями тела. Игра
«Покажи части тела»
1
Знакомство с частями тела. Игра
«Покажи части тела»
Знакомство с частями тела. Игра
«Покажи части тела»
6.
Строение тела человека - руки
1
Строение тела человека - руки
Строение тела человека - ноги
7.
Строение тела человека - ноги
1
Строение тела человека – голова
Строение тела человека – голова
8.
Закрепление пройденного
материала « строение тела»
1
Закрепление пройденного
материала « строение тела»
Закрепление пройденного
материала « строение тела»
9.
Глаза человека.
1
Глаза человека.
Уши.
10.
Уши.
1
Нос.
Нос.
11.
Закрепление знаний о строении
лица.
1
10
Закрепление знаний о строении
лица.
Закрепление знаний о строении
лица.
12.
Узнавание (различение) членов
семьи
1
Узнавание (различение) членов
семьи
Узнавание (различение) членов
семьи
13.
Представление о бытовой и
досуговой деятельности членов
семьи
1
Представление о бытовой и
досуговой деятельности членов
семьи
Представление о бытовой и
досуговой деятельности членов
семьи
14.
Вытирание рук полотенцем
1
Вытирание рук полотенцем
Одежда человека.
15.
Одежда человека.
1
Одежда человека.
Одежда человека.
16.
Практикум «Учимся правильно
одеваться» платок
1
Практикум «Учимся правильно
одеваться» платок
Практикум «Учимся правильно
обуваться»
17.
Посуда и ее назначение
1
11
Посуда и ее назначение
Вытирание рук полотенцем
18.
Вытирание рук полотенцем
1
Посуда для приема пищи: чашка
Посуда для приема пищи: чашка
19.
Посуда для приема пищи: ложка
1
Посуда для приема пищи: ложка
Посуда для приема пищи:
тарелка
20.
Посуда для приема пищи:
тарелка
1
Закрепление знаний о посуде
Закрепление знаний о посуде
21.
Практикум «Учимся держать
ложку»
1
Практикум «Учимся держать
ложку»
Практикум «Учимся держать
ложку»
22.
Практикум «Учимся пить из
кружки»
1
Практикум «Учимся пить из
кружки»
Практикум «Учимся пить из
кружки»
23.
Выбор одежды для прогулки в
зависимости от погодных
условий
1
Сообщение о желании пить
Сообщение о желании пить
24.
Сообщение о желании пить
1
12
Сообщение о желании есть
Сообщение о желании есть
25.
Сообщение о желании есть
1
Выбор одежды для прогулки в
зависимости от погодных
условий
Выбор одежды для прогулки в
зависимости от погодных
условий
26.
Правила пользования туалетом
1
Правила пользования туалетом
27.
Правила пользования туалетом
1
Сообщение о желании сходить в
туалет
Сообщение о желании сходить в
туалет
28.
Сообщение о желании сходить в
туалет
1
Гигиена полости рта
Практическое занятие: как
правильно чистить зубы
29.
Практическое занятие: как
правильно чистить зубы
1
Наши руки
Чистота рук - залог здоровья
30.
Практическое занятие – как
мыть руки
1
Практическое занятие – как
мыть руки
Утренний и вечерний туалет
Утренний и вечерний туалет
13
Утренний и вечерний туалет
Мои любимые игрушки
31.
Мои любимые игрушки
1
Кукла, паровозик.
Пирамидка, кубики.
32.
Повторение.
1
Повторение.
Повторение.
2 класс
1. ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Человек» составлена в соответствии с нормативноправовыми и инструктивно-методическими документами:
- приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599
«Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 581 от 20. 06. 2017
г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- примерной адаптированной основной образовательной программой общего образования,
разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- Уставом МКОУ «Яровская СОШ»
- образовательной программой МКОУ «Яровская СОШ» учебный год;
Целью уроков предмета «Человек» индивидуального обучения во 2 классе является
формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом НОО и примерными
программами общий объём учебного времени предмета «Человек» во 2 классе 68 часов (34
учебные недели по 2 ч в неделю). В соответствии с календарным графиком МКОУ «Яровская
СОШ» учебный год, наличием выходных и праздничных дней в учебном году будет
реализована в объёме 66 ч.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
2. Планируемые результаты освоения предмета.
14
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету «Человек» во 2 классе II
вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки:
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не
является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный уровень:
Личностные результаты:
Ответ на прикосновения, тактильный контакт.
Участие в процессе одевания-раздевания.
Предметные результаты:
Повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Выражение потребности посетить туалет
Прием пищи с поддержкой.
Чистка зубов с поддержкой.
Достаточный уровень:
Личностные результаты:
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к
определённому полу, как «Я»);
Самостоятельное одевание-раздевание.
Предметные результаты:
Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
Прием пищи самостоятельно.
Чистка зубов самостоятельно.
3. Содержание учебного предмета.
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем
теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни
(режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика
болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках,
возрастных изменениях.
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем
ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.
Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно,
чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое
отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих
людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию
с ними.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под
душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с
15
одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде,
соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых
приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.
Пропедевтический уровень
Восприятие
сенсорных
событий,
затрагивающих
собственное
тело. Восприятие
прикосновений, тактильного контакта. Разрешение прикасаться к себе. Ответ на прикосновения,
тактильный контакт. Принятие изменения положения тела, перемещения.
Знакомство с собственным телом, его частями. Восприятие тела как целого. Узнавание части
тела, как части собственного тела. Формирование схемы тела. Руки. Ноги. Туловище: плечи,
грудь, живот, спина. Голова. Лицо. Части лица. Обнаружение частей своего тела. Игра с
собственным телом.
Одевание-раздевание. Принятие процесса одевания-раздевания. Участие в процессе одеванияраздевания. Самостоятельное одевание-раздевание.
Я и моя семья Понятие - семья. Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка Представление о
деятельности родителей.
Прием пищи. Сообщение о голоде и жажде. Принятие процесса приема пищи. Глотание.
Жевание. Прием жидкости. Знакомство с посудой и приборами. Связь пища-тарелка-ложка.
Выражение предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно. Поведение
за столом.
Умывание. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание самостоятельно.
Чистка зубов. Принятие прикосновений к области рта. Стимуляция области около рта и области
рта. Принятие процесса чистки зубов. Знакомство со своими зубами и полостью рта. Чистка
зубов с поддержкой. Чистка зубов самостоятельно.
Базовый уровень: Восприятие своего тела и своих действий во времени: формирование
осознания реакции на стимул, последовательности двух и более событий (стало холодно –
оденем кофту, сначала моем руки, а потом едим и т.д.)
Знание своего имени и умение давать отклик на имя доступным способом.
Формирование зрительного образа «Я»: умения узнавать себя в зеркале, умение узнавать себя на
фотографиях и показывать себя.
Формирование знания о собственной гендерной принадлежности (мальчик, девочка) и
возрастных представлений (ребенок, взрослый, малыш, большой).
Формирование знаний частей тела и их показ на себе, на другом, на игрушке.
Гигиена тела. Обучение использованию гигиенических принадлежностей – расчески, салфетки,
мыла, полотенца.
4. Тематическое планирование.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема
Представление о себе, название своего имени
Восприятие прикосновений, тактильного контакта. Перемещение.
Знакомство с собственным телом, его частями.
Восприятие тела как целого. Узнавание части тела, как
части собственного тела.
Зарядка, гигиена
Я и моя семья
Застежки на одежде: кнопки, молнии, шнурки, липучки.
Питание, продукты, посуда и приборы
Правила гигиены
Повторение
Всего:
Количество
часов
4
3
11
4
7
12
14
10
1
66 часов
16
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
уро
ка
1
2
Тема урока
Кол-во
часов
1
1
4
5
Моё имя.
Называние своего имени и фамилии.
Восприятие сенсорных событий,
затрагивающих собственное тело.
Прикосновения ребенка к ребенку.
Перемещение в пространстве
6
Знакомство с собственным телом.
1
3
1
Картинки сюжетные
1
1
картинки
10
11
12
13
14
Знакомство с частями тела:
руки, ноги, голова.
Знакомство с собственным телом, его
частями: руки, ноги, голова,
туловище.
Формирование схемы лица (нос, рот,
глаза, волосы, уши, зубы).
Руки (плечи, пальцы, ногти).
Пальцы. Самомассаж пальцев.
Закрепление названий пальцев рук.
Ноги (колени, пятки, пальцы, ногти).
Туловище (спина, живот).
15
Мальчики, девочки.
1
16
Для чего нужна зарядка.
Предметы санитарии и гигиены:
мыло, полотенце, туалетная бумага.
Формирование умения различать
вентили с горячей и холодной водой.
Действия, связанные с гигиеной тела.
Мытьё рук мылом.
Формирование умения
подстригать ногти ножницами.
Формирование умения мыть и
вытирать лицо.
Формирование умения очищать
носовой ход.
Правильный уход за ушами.
Знакомство со своими зубами и
полостью рта.
1
7
8
9
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Предметы санитарии и гигиены:
зубная паста, зубная щётка.
Чистка зубов щёткой.
Чистка зубов, полоскание.
Виды расчесок. Правила
причесывания
Закрепление умения расчесываться и
следить за аккуратностью волос.
Мой возраст. День рождения
Дидактическое
обеспечение
Картинки - тело
человека
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рисунки с частями
тела человека
Части тела человека картинки
Части тела
Пальчиковые игры
Рисунки
Картинки с
изображением
мальчиков и девочек.
Предметы гигиены
1
1
Мыло, полотенце,
жидкое мыло
1
Ножницы для ногтей
1
Мыло, полотенце.
1
Носовой платок
Салфетки, полотенце
1
1
1
1
Зубная паста, зубная
щётка, средство для
полоскания рта
Зубная щетка
1
Расческа, гребень,
массажная расческа
1
расческа
1
31
32
33
35
36
37
Мама. Рассматривание фотографии,
называние имени.
Представление о деятельности мамы
дома.
Моя семья. Папа.
Представление о бытовой
деятельности папы.
Мама и папа - родители.
Представление о досуговой
деятельности родителей.
Моя семья. Брат, сестра.
1
фотографии
1
Сюжетные картинки.
1
Фотографии семьи
1
1
1
Сюжетные и
предметные картинки
Моя семья. Бабушка. Дедушка.
Представление о себе. «Чем я люблю
заниматься».
Виды одежных застежек: липучки,
молнии, пуговицы, кнопки, ремни,
шнурок.
Формирование навыка расстегивания
и застегивание липучки.
Закрепление навыка расстегивания и
застегивание липучки.
Формирование навыка
расстегивания и застегивание
молнии.
Закрепление навыка расстегивания и
застегивание молнии.
Формирование навыка застегивания
и расстегивания пуговицы.
Закрепление навыка застегивания и
расстегивания пуговицы.
Формирование навыка расстегивания
и застегивание кнопки.
Закрепление навыка расстегивания и
застегивание кнопки.
Формирование навыка расстегивания
и застегивание ремня.
Формирование навыка развязывания
и завязывания шнурка.
Закрепление навыка развязывания и
завязывая шнурка.
1
51
Режим питания школьника.
1
52
Полезные и вредные продукты.
Напитки. Виды напитков (чай,
компот, молоко), их называние.
Напитки. Называние видов напитков
(кефир, сок, лимонад).
Столовая посуда. Называние
предметов посуды. Тарелка, ложка,
чашка.
Столовая посуда. Стакан, вилка.
1
Сюжетные и
предметные картинки.
Продукты питания
1
Напитки различные.
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
68
49
50
53
54
55
56
1
1
Картинки одежды с
застежками.
1
1
1
Молния для одежды
1
1
Пуговицы.
1
1
Одежда с кнопками
1
Одежда с застежкой кнопки
1
Ремень
1
Шнурки, для обуви
1
1
1
Столовая посуда
1
Стаканы, вилки
18
57
58
59
60
61
62
6364
Называние продуктов питания,
которые едят руками (хлеб, печенье,
яблоко)
Продукты питания, которые едят с
помощью ложки (суп, каша).
Вилка. Еда с помощью вилки.
Различение. Еда с помощью ложки и
вилки, еда руками
Хлеб – всему голова
Витамины
Самые полезные продукты: овощи,
фрукты.
65
Правила пользования туалетом и
туалетной бумагой
66
Повторение.
Всего
1
Хлеб, печенье, яблоко.
1
Ложка, тарелка.
1
Вилка
1
Столовая посуда.
1
1
Хлеб белый и черный
2
Фрукты и овощи.
1
Картинки туалет для
мальчиков/девочек
(символы)
1
66
часов
19