Речь и альтернативная коммуникация
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» для 1 класса Составлена на основе ФГОС НОО, Примерной
основной образовательной программой начального общего образования,
адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом
психофизических особенностей обучающегося с РАС. Вариант 2 (ФГОС
НОО)
Цели:
программы является подготовка к овладению коммуникативными и
речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной
коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет»,
«туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я»,
«ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных
коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;.
Коррекционные образовательные задачи: развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
-осуществлять
индивидуально-ориентированную
педагогическую,
психологическую помощь детям с ОВЗ,
-оказывать
помощь
детям,
испытывающим
трудности
в
усвоении
образовательных программ
- совершенствовать речевое развитие,
- развиватьсловесно-логическое мышление,
- развивать навыки самоконтроля и самооценки.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывает область развития речи и альтернативной
коммуникации, является условием активизации познания и овладения
жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся класса могут овладеть средствами социального
взаимодействия только с помощью взрослого, при этом основой
продуктивного взаимодействия является их интерес и потребность в
общении с окружающими людьми. Процесс развития речи, активизация и
расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся
пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных
методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для
ребенка ситуациях. Для обучения создаются такие специальные условия,
которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе,
проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по
объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития
каждого ребёнка. Опыт социального взаимодействия детей будет
обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон
речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практикоориентированных ситуаций общения. В процессе урока учитель использует
различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую,
театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую
(хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную
(лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению
коммуникативных навыков.
Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по предмету Речь и альтернативная
коммуникация» рассчитана на 99 ч:
1 класс -3 часа в неделю (99 часов в год)
Учебно – тематический план
1класс
№
Наименование разделов,
Количество
тем
часов
В т.ч. на лабораторные,
практические и
контрольные работы.
1
33
Коммуникация
2
Развитие речи средствами
33
вербальной и невербальной
коммуникации
3
Чтение и письмо
33
Итого: 99 часов
Содержание учебного материала
1класс
Коммуникация с использованием вербальных средств: Установление
контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на
собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение
своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о
помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия
(несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности
звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств: Указание взглядом
на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение
мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний;
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом;
выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим
предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие
согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение
своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая
картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение своих
желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов,
рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь: Понимание простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение)
имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов,
обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и
др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и
др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь: Называние (употребление) отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов.Называние (употребление) простых
по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного
имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние
(употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак
действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.
Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление
рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки). Экспрессия с
использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение
собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия,
состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и
др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для
обозначения слова, указывающего признак.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета. В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант
2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательной программы представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся. Личностные
результаты освоения программы могут включать:
1. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
2. формирование уважительного отношения к окружающим;
3. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций; Метапредметные результаты (базовые учебные
действия) Программа «Речь и АК» направлена на формирование базовых
учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП
образования для у обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся. 2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д. В соответствии с требованиями ФГОС к
адаптированной основной общеобразовательной программе для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго
индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося. Возможные
предметные результаты должны отражать
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения –
вербальными и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и
взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам
учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется
применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она
объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и
развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно
привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка
согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций.
Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития
его личности. На основании сравнения показателей текущей и предыдущей
оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной
компетенции обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями в развитии за год по каждому показателю по
следующей шкале
0– отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов
обучения составляется характеристика учебной деятельности ребёнка,
оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Уровень сформированности действий/ операций
– действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо
сделать, действие не выполняет).
1 – действие выполняет совместно с педагогом.
2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной
или невербальной).
5 – выполняет действие самостоятельно.
Уровень сформированности представлений:
«узнает объект».
«не всегда узнает объект» (ситуативно).
«не узнает объект».
Список литературы
Учебники:
Речевая практика 1класс .Учебник для общеобразовательныхорганизаций,
реализующий адаптированные основные общеобразовательные программы
Авторы:С.В. Комарова -3 изд. – М.: Просвещение, 2029.- 95с
Букварь
1
класс
Учебник
для
общеобразовательныхорганизаций,
реализующий адаптированные основные общеобразовательные программы в
2 частях
Авторы:С. Аксакова, Н. Варлей, Г. Виеру , И. Гамазковой -3 изд. – М.:
Просвещение, 2019.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема
Узнавание (различение)
имён членов семьи,
учащихся класса,
педагогов.
Узнавание (различение)
имён членов семьи,
учащихся класса,
педагогов.
Узнавание (различение)
имён членов семьи,
учащихся класса,
педагогов.
Называние имён членов
семьи, учащихся
класса, педагогов.
Называние имён членов
семьи, учащихся
класса, педагогов.
Называние имён членов
семьи, учащихся
класса, педагогов.
Называние слов,
обозначающих предмет
(игрушки).
Называние слов,
обозначающих предмет
(игрушки).
Называние слов,
обозначающих предмет
(игрушки).
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(играть).
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(играть).
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(играть).
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
Количество
Дата
Внесение
часов
проведения
корректив
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Называние слов,
обозначающих предмет
(школьные
принадлежности).
Называние слов,
обозначающих предмет
(школьные
принадлежности).
Называние слов,
обозначающих предмет
(школьные
принадлежности).
Понимание слов,
обозначающих
действие предмета(
сидеть, писать,
рисовать),
Понимание слов,
обозначающих
действие предмета(
сидеть, писать,
рисовать),
Понимание слов,
обозначающих
действие предмета(
сидеть, писать,
рисовать),
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Называние слов,
обозначающих предмет
(овощи)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
Называние слов,
обозначающих предмет
(овощи)
Называние слов,
обозначающих предмет
(овощи)
Называние слов,
обозначающих предмет
(фрукты)
Называние слов,
обозначающих предмет
(фрукты)
Называние слов,
1
1
1
1
1
обозначающих предмет
(фрукты)
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Называние слов,
обозначающих предмет
(продукты)
Называние слов,
обозначающих предмет
(продукты)
Называние слов,
обозначающих предмет
(продукты)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(есть, пить).
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(есть, пить).
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(есть, пить).
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание слов,
обозначающих предмет
(одежда)
Понимание слов,
обозначающих предмет
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
(одежда)
Понимание слов,
обозначающих предмет
(одежда)
Понимание слов,
обозначающих предмет
(обувь)
Понимание слов,
обозначающих предмет
(обувь)
Понимание слов,
обозначающих предмет
(обувь)
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Называние слов,
обозначающих предмет
(животные)
Называние слов,
обозначающих предмет
(животные)
Называние слов,
обозначающих предмет
(животные)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(бегать, прыгать).
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(бегать, прыгать).
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(бегать, прыгать).
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
предложений.
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
Называние слов,
обозначающих предмет
(птицы)
Называние слов,
обозначающих предмет
(птицы)
Называние слов,
обозначающих предмет
(птицы)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(летать)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(летать)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(летать)
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Называние слов,
обозначающих предмет
(транспорт)
Называние слов,
обозначающих предмет
(транспорт)
Называние слов,
обозначающих предмет
(транспорт)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(ехать, плыть, летать)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(ехать, плыть, летать)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
(ехать, плыть, летать)
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Называние слов,
обозначающих предмет
(посуда)
Называние слов,
обозначающих предмет
(посуда)
Называние слов,
обозначающих предмет
(посуда)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(мыть)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(мыть)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(мыть)
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Называние слов,
обозначающих предмет
(мебель)
Называние слов,
обозначающих предмет
(мебель)
Называние слов,
обозначающих предмет
(мебель)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
92
93
94
95
96
97
98
99
(стоять)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(стоять)
Называние слов,
обозначающих
действие предмета
(стоять)
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Понимание
(называние) простых
предложений.
Обращение с просьбой
о помощи (выражая её
звуком, словом,
предложением)
Обращение с просьбой
о помощи (выражая её
звуком, словом,
предложением)
Обращение с просьбой
о помощи (выражая её
звуком, словом,
предложением)
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 99 часов
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
2 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации составлена в соответствии
с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г.
№1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-В соответствии с АООП образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной
программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 581 от 20. 06.
2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 –
4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой– Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
- Учебный план «МКОУ «Яровская СОШ»;
Обучение грамоте учащихся с нарушением интеллекта ведѐтся по звуковому аналитикосинтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными
фонетики с учѐтом специфических особенностей познавательной деятельности детей с
РАС. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести
большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его,
правильное происхождение).
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному
периодам.
Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению
первоначальными навыками чтения; привить интерес к обучению; выявить особенности
общего и речевого развития каждого ребѐнка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по
развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и
пространственной ориентировки, а также развитию мелкой моторики. Обучение
осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
Учащиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции
(сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой
для усвоения звуков речи. Освоение слоговых структур, упражнения в чтении слов,
состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового
анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках речи и альтернативной коммуникации
широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со
слогами, букварные настенные таблицы.
В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся,
специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации
коррекционной работы.
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко -буквенный анализ и
синтез как основа овладением чтением и письмом.
На младших годах обучения, обучающиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению,
много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами.
Читают отдельные слова и предложения, состоящие из двух слов.
Большое внимание уделяется работе по развитию устной речи детей.
Особенности первых занятий по обучению письму заключается в том, что одновременно
даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться
им при проведении линии и т.д.), так и умение в изображении отдельных элементов букв.
Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет
обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты
отдельных букв, слов и предложений.
Цель уроков речи и альтернативной коммуникации: преодолеть несовершенство
речевой практики обучающихся с нарушением интеллекта и включить детей в
разнообразные нормы коммуникации.
Задачи:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- коррегировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Используемые типы уроков: урок- открытия нового знания, урок-исследование, урок
комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений,
урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации в соответствии ОБУП и
Учебным планом во 2 классе II вариант СКО школы-интерната рассчитана на 34 учебных
недели (102 часа, по3 часа в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью
предметной области «Язык и речевая практика».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения
отечественной психологии:
- психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации
процессов общения» (Л.С.Выготский),
- интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский),
- формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе
общения (Л.С.Выготский),
- о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение
(П.Я.Гальперин),
- о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном
этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных,
доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной
коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными
компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают
основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого.
Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в
общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в
доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования
специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для
ребенка ситуациях.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных
условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации
с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных.
Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования
импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в
процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит
подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с
учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими
взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с
их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа), как правило, понимают,
обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные
коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт
глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде
отдельных звуков, слов и элементарной фразы.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными
нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь
взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют
фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с
множественными нарушениями в развитии (3 группа), реагируют непроизвольно, или
эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания
обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика
развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных
невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в
разнообразных ситуациях взаимодействия.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с
учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и
завершения контакта,
знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств
для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым
доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- развитие ручной и мелкой моторики,
обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по
словесной инструкции в конкретной ситуации,
формирование элементарных графо моторных умений.
развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная
коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1
дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
обучающимися с умеренной умственной отсталостью (1 группа):
адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную
речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,
устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,
потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную
ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств
общения.
Предметные:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
- использование пишущего предмета по назначению,
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
- рассматривание иллюстраций.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с
множественными нарушениями в развитии(2 группа):
эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого
взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,
зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого
в конкретной коммуникативной ситуации,
интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.
Предметные:
использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых
ситуациях социального взаимодействия,
проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с
множественными нарушениями в развитии(3 группа):
- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в
конкретной ситуации взаимодействия
двигательные и мимические проявления,
выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и
пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым
взрослым
зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.
Предметные:
проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства
коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.
Базовые учебные действия.
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой
ситуации взаимодействия :
выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и
вербальными средствами;
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных
потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание учебного предмета "Речь и альтерантивная коммуникация"
представлено тремя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические
блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 дополнительном классе
специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств
коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к
чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования
пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как
коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.
Обучение может проходить в разных формах: индивидуальных, в малой группе, на
групповых занятиях. Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов:
коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
чтение и письмо. В дополнительном классе в разделе "чтение и письмо" формируются
предпосылки к чтению и письму. Методы обучения основаны на игровых приемах с
использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на
развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию
коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.
Направление: Учитель и ученик
Блок: Приветствие взрослого.
Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный
контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его
движениями и действиями; использование руки для приветствия.
Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое
восприятие) в процессе чтения сказок,
положительное реагирование (мимикожестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук
и действий пальцев с речевым сопровождением.
Блок: Приветствие сказочных персонажей.
Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию со сказочным персонажем,
фиксация и прослеживание взором за движениями и действиями взрослого с
персонажами, реагирование (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на
игровое действие со сказочными персонажами; использование руки для приветствия
сказочных персонажей.
Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста,
положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на
обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые
действия.
Блок: Я и мое имя, моя фотография.
Положительная реакция на свое имя, а также на уменьшительно-ласкательные его
формы; использование доступных вербальных или невербальных средств для называния
своего имени, узнавания себя на фотографии.
Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием
указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям
взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением.
Блок: Моя любимая игрушка.
Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и
прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимикожестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой;
выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого
высказывания.
Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к
обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием
доступных вербальных и
невербальных средств (взглядом, жестикулярно-мимическими средствами, жестом,
действием), выбор любимой игрушки среди других. Выполнение предметно-игровых и
отобразительных действий с сюжетными игрушками.
Блок: Моя любимая сказка, драматизация сказки.
Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием
вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с
помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей;
невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных
действий.
Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее драматизации;
запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета с использованием доступных
вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных
средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета
сказки разными доступными обучающемуся способами (совместные действия, по показу и
подражанию, самостоятельные действия).
Блок: Моя любимая игра.
Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры;
соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное
сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.
Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил,
порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных
средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения
графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными
доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и
подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий
средствами коммуникации (вербальными , невербальными, альтернативными).
Блок: Мои желания.
Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих
житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия,
благодарности, согласия, отказа и др.
Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских
желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном
произведении (о сказке), фильме и т.д.
Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам),
выполнение элементарных графических заданий.
Блок: Мне нравится.
Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к
определенной ситуации или объектам (предметам) с помощью вербальных, невербальных
и альтернативных средств коммуникации.
Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира
(в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов,
мультфильмов и т.д.).
Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам,
карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий.
Направление: Ученик - учитель -сверстник
Блок:Приветствие сверстника (узнавание).
Эмоционально-положительное отношение к ситуации приветствия сверстника (другого
ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для
приветствия.
Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации; выполнение
целенаправленных действий с использованием вербальных и невербальных средств
коммуникации в играх с мячом.
Выбор пишущего предмета (мелков) для предметного изображения.
Блок:Имена сверстников.
Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами;
называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание и называние
имен сверстников по фотографиям.
Узнавание сверстников и называние их имен по фотографиям, выбор и приглашение
сверстника для совместной игры.
Выполнение элементарных графических заданий.
Блок:Игрушки нашего класса.
Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых игрушек; выполнение
совместных предметно-игровых действий с игрушками в сопровождении речевого
высказывания; совершение обмена игрушками со сверстниками с использованием
доступных вербальных и невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием).
Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого,
высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях.
Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного изображения.
Блок:Вместе слушаем сказки.
Прослушивание сказок совместно с одноклассниками, проявление интереса к
обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств
коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и
эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или
речевое высказывание в процессе театрализованных действий.
Выражение положительного отношения (словом, звуком, жестом, действием) к
обыгрыванию сказки или ее драматизации; передача сюжета сказки в соответствии с
ролями персонажей разными доступными обучающемуся способами (совместными
действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по
звукоподражанию ("Кто в гости пришел?", "Кто спрятался?"), использование в ответах
различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и
др.).
Блок:Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами).
Выбор настольно-печатной игры; выбор партнера для совместной игры; использование
элементарной считалки для определения ведущего игры; невербальное сопровождение
или речевое высказывание в процессе игровых действий.
Выражение положительного отношения к выбору настольно-печатной игры; запоминание
правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных,
невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств
(изображения графические, печатные, электронное устройство), передача правил игры
разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и
подражанию, самостоятельными действиями).
Выполнениеэлементарных
графических
заданий
разноцветными
карандашами
(раскрашивание предметного изображения).
Блок:Наш класс (фотоальбом)
Выражать доступными вербальными, невербальными средствами (словом, звуком,
жестом) потребность к взаимодействию с одноклассниками; запоминание фотографий
сверстников среди других детей, узнавание лиц одноклассников на общей фотографии
при использовании необходимых средств коммуникации (жест, звуки, слово).
Узнавание сверстников по их действиям на фотографиях (Петя рисует.Коля поливает
цветы и т.д.).
Участие в подвижных играх, направленных на различение сверстников по голосу ("Кто
тебя позвал?"), использование в ответах различные средства коммуникации (фотографии,
звуки, слова, фразы и др.).
Блок:Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии).
Выражение проявлений эмпатийных чувств к сверстнику в разных игровых ситуациях (в
предметно-игровых действиях, подвижных играх, хороводах (хороводы "Каравайкаравай", праздники "Осень", "Новый год" , "День рождения" и др.).
Высказывание положительного отношения к приобретенному социальному опыту
взаимодействия со сверстником с помощью вербальных, невербальных средств
коммуникации.
Участие в дидактических играх (просушивание аудиозаписей), направленных на
различение звуков и шумов окружающей действительности (морской шторм, шум дождя,
шум ветра, звон колокола), использование в ответах различные средства коммуникации
(картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.).
Направление: Ученик - сверстник
Блок:Приглашение к взаимодействию
Положительное обращение к сверстнику (жестом, мимикой, звукоподражанием, словом),
представление по имени; с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации,
называние совместных игровых или бытовых действий.
Обращение доступными вербальными или невербальными средствами коммуникации к
сверстнику с приглашением к совместной деятельности по инструкции учителя;
выполнение задания учителя в парах (в игре, во время дежурства и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов
(длинные, короткие слова) с использованием для
ответов различные средства
коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки.слова, фразы).
Блок: Лепим вместе
Положительное отношение к созданию совместной поделки со сверстником; передача
друг другу материала для лепки по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени;
оказание помощи сверстнику в процессе лепки, участие в обыгрывании поделки в
доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.
Выбор материала для лепки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в
процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или
невербальной форме коммуникации оценки своей поделки и поделок сверстников (такойне такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).
Выполнение графических заданий на листах бумаги, задания "Дорисуй", обведение
предметов по трафаретам.
Блок:Строим вместе
Положительное отношение к созданию совместных построек со сверстником (наш дом,
наша улица); передача друг другу материала для конструирования по заданию учителя;
обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе постройки,
участие в обыгрывании постройки в доступной обучающемуся вербальной или
невербальной форме коммуникации.
Выбор материала для постройки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в
процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или
невербальной форме коммуникации оценки своей постройки и построек сверстников
(такой - не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов
(длинные, короткие слова)
с использованием в ответах различные средства
коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки.слова, фразы).
Блок:Рисуем вместе
Положительное отношение к созданию совместных рисунков со сверстником (по сюжетам
знакомых сказок "Репка", "Колобок" и др.); передача изображенного сюжета (фрагмента)
в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации, умение
участвовать в создании продукта коллективного труда (картины:"Город", "Золотая осень",
"Сбор урожая", "Новогодняя елка"); выражение просьбы о помощи в процессе
продуктивных действий.
Выбор персонажа или определенного сюжета из знакомой сказки для рисования;
выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме
коммуникации оценки своего рисунка или совместного изображения (такой-не такой,
такие-не такие, похож - не похож и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов
(длинные, короткие слова) с использованием для
ответов различные средства
коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки.слова, фразы).
Блок:Играем вместе (настольно-печатные, подвижные игры и др.)
Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры; использование
элементарной считалки для определения ведущего игры; обращение доступными
средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми) к партнерам по игре в процессе
игровых действий; положительно реагировать на завершение игры, выражать слова
благодарности сверстникам за совместную игру.
Использование различных средств коммуникации, в том числе альтернативных
(изображения графические, печатные, электронное устройство) для передачи и
соблюдения правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными
действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
Совместное выполнение графических заданий на общем листе бумаги, задания
"Дождливая погода", "Весенняя пора" "Весенняя лужайка".
Блок:Помоги другу
Выполнение совместных поручений учителя; сотрудничество детей в парах для
выполнения поручений; готовность оказать помощь сверстнику для завершения
определенного действия или поручения; выражение отношения к завершенному действию
или поручению доступными средствами коммуникации; обращение к сверстнику с
просьбой и выражение слов благодарности за оказанную помощь.
Совместное прослушивание фрагментов аудиозаписей знакомых сказок, использование
различных средств коммуникации (планшеты, иллюстрации, игрушки, рисунки, действия,
звуки.слова и др.) для ответов.
Блок: Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.
Ориентировка на сверстника и продуктивное сотрудничество в подготовке праздника;
выполнение определенных поделок или подготовка фрагментов оформления праздника,
взаимодействие в паре со сверстником, в группе, действия по очереди, действия в
определенной последовательности.
Выполнение заданий учителя; с помощью доступных средств коммуникации обозначать
свою роль и участие в празднике, отвечая разными средствами коммуникации на
конкретные вопросы взрослого (что ты делал на празднике? кем ты был?), принятие
помощи сверстника; выражение благодарности за оказанную помощь.
Планирование коррекционной работы
по речи и альтернативной коммуникации во 2 классе.
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
- развитие зрительного и слухового восприятия;
2. Развитие слухового восприятия :
- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя ;
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь учителя;
4. Формирование экспрессивной речи:
- формирование навыков альтернативной коммуникации;
5. Коррекция мышления.
- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала,
анализу изученного);
6. Коррекция познавательной деятельности:
- вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программно-методический материал представлен двумя разделами: «Коммуникация» и
«Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации».
Коммуникация
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами,
жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при
предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием
взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи.
Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в
разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре.
Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с
собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы,
материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное
назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства
(признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства
(признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов.
Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе»,
«около дома», «на вер-ней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на
объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых и
сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и
субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и
субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий.
Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов,
обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на
верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой,
мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений.
Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Определение последовательности событий. Договаривание слов в
предложении. Составление описательного рассказа. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Различение напечатанных слов (имя,
предмет, действие). Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по
точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по речи и альтернативной коммуникации
во 2 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их
применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является
препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае
если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической
комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация
может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе
развития.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по речи и
альтернативной коммуникации во 2 классе:
Минимальный уровень:
Личностные результаты:
социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности
Умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения
через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.
Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта.
Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально
и невербально)
Предметные результаты:
Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к
речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение
поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои
сообщения (в том числе невербальные).
Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.
Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые
формы вежливости.
. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Достаточный уровень:
Личностные результаты:
Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания.
Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.
Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе внимания,
приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением).
Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением).
Предметные результаты:
Понимание простых предложений.
Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в
соответствии с коммуникативной ситуацией.
Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.
Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса
Понимание существительных: объекты, явления .
Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции).
Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.),
собственное имя, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет.
Коммуникация: дети, взрослые, смотреть, говорить, здороваться, прощаться,
просить помощи, слушать, ждать, показывать, спрашивать, вежливость,
здравствуй, до свидания, привет, пока, спасибо, пожалуйста, да, нет.
Графомоторные навыки: точка, линия, прямая линия, кривая линия, обводить,
закрашивать, штриховать.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Рабочая программа для 2 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 102 часа,
количество занятий в классе в неделю – 3
№
Наименование разделов,тем
программ
1
Установление зрительного
контакта с взрослым.
Реагирование на собственное
имя.
Знакомство с
одноклассниками, имена детей.
Умение различать женские и
мужские имена.
Различение звуков
окружающей
действительности (звон, стук,
гудение, жужжание).
2
3
4
5
6
7
Экскурсия по теме: « О чѐм
говорит улица?».
Соблюдение очередности в
разговоре.
Представление о цвете.
Виды деятельности
Кол
-во
часо
в
Знакомство. Называние имён. Называние
имени учителя. Игра с мячом.
1
Знакомство. Называние имён. Называние
имени учителя. Просмотр презентации. Игра
с мячом.
1
Определение
различныхзвуковокружающейдействительно
сти, ихназывание. Соотнесениезвуков с
реальнымобъектом.
1
1
Правила поведения на уроке.
Знакомство с цветом. Нахождение нужного
цвета по заданию учителя.
Практическое знакомство
Называние цвета. Игры "Соберицветок",
детей с цветами, коррекция.
"Цветик-семицветик
Игры "Соберицветок", "Цветик
- семицветик".
1
1
1
8
Различение предметов по
цвету и форме.
Называние цвета.Различение предметов
поцвету и форме.
1
9
Составление композиций из
деталей одного цвета.
Собирание конструктора, мозаики.
Называние основных цветов.
1
10
Составление композиций из 23 деталей разного цвета.
11
Культура общения.
Приветствие.
12
Я и моя семья.
Понятие семья. Рассматривание картин.
Называние членов семьи
1
13
Безопасная дорога в школу.
Правила переходадороги,
повторениесветофора. Правилахождения по
тротуару.
1
14
Рассматривание картинокживотных.
Называниеживотных. Просмотрпрезентации.
Называниечастей тела животных.Ответы на
вопросы, кто что ест. Обобщающеепонятие
животные.
1
15
"Животные". Выявление
представленийдетей по теме.
"Животные". Называние
животных,рассматривание
картинок.
16
"Животные". Как говорят
животные.
Рассматриваниеизображений
животных.Ответы на вопросы, как говорят
животные.Обобщающее понятие животные.
1
17
"Животные". Составление
предложений по вопросам
учителя.
Называниеживотных. Называниечастей тела
животных.Ответы на вопросы, кто что ест.
Обобщающеепонятие животные.
1
18
Слушание сказки «Теремок».
Прослушивание сказки
«Теремок»,рассматривание картин
1
19
Ответы на вопросы по сказке
"Теремок".
Слушание сказки "Колобок".
20
Собирание конструктора ,мозаики.
Называние основных цветов.
1
Просмотр мультфильма. Приветствие
содноклассниками и со взрослыми.
1
1
1
Учить умению слушать и рассказывать
сказки.
1
21
Ответы на вопросы по сказке
"Колобок".
Называние героев сказки. Подборкартинок к
сказке.
1
22
Инсценирование сказки
"Колобок".
Ответы на вопросыучителя по
сказке«Колобок».Инсценирование сказки.
1
23
Рисование на нелинованной
бумаге линий в различном
направлении.
Рисование на нелинованной
бумаге
Штриховка и конструирование
24
25
26
Тетрадь в узкую линейку.
Правилаположения тетради.
Знакомство с
рабочей строкой.
1
1
1
Выполнять правилапосадки и
положениятетради при
письме.Ориентироваться втетради в узкую
линейку. Письмо овалов и полуовалов по
1
27
Письмо овалов и полуовалов.
точкам, по образцу.
1
28
Звук и буква А, а.
Знакомство с буквой А, а.Произношение
звука а. Конструированиебуквы а из цветных
палочек.
1
29
Нахождение буквы А, а.
1
30
Написание печатной буквы А.
31
Написание печатной буквы а.
Умение находить букву А среди других
букв.
Выполнять правилапосадки и
положениятетради при
письме.Ориентироваться втетради в узкую
линейку. Письмо буквы А, а поточкам и по
образцу.
32
Звук и буква У, у.
1
33
Нахождение буквы У, у.
Конструированиебуквы уиз цветныхпалочек.
Письмо поточкам и образцу.Нахождение
буквы У, у среди других букв.
34
Написание букв У,у.
35
Слушание сказки "Мойдодыр"
36
38
Ответы на вопросы по
сказке"Мойдодыр". Правила
гигиены.
Обращение с просьбой о
помощи.
Выражение благодарности.
39
Прощание с собеседником.
1
40
Игры и упражнения на
подвижность и четкость
движений органов
артикулярного аппарата.
Произношение звуков А, У.
Чистоговорки с голоса учителя
созвуками а, у.
Заучивание чистоговорок с
голосаучителя, их
произношение.
Показывать и называть
школьные принадлежности,
соотносить с изображением.
Понимание, употребление
слов,обозначающих места
расположения
объектов/субъектов («на
столе», «на полке»)
Понимание, употребление
слов,обозначающих места
расположения
объектов/субъектов («около
дома»)
Понимание, употребление
слов,указывающих на
1
37
41
42
43
44
45
46
1
1
1
1
Слушание сказки«Мойдодыр» с голоса
учителя, рассматриваниеиллюстраций.
Ответы на вопросы по сказке. Правила
гигиены.
1
Рассматриваниесюжетных
картинок,называние до свидания (пока),
спасибо. Уменияпросить о помощи.
1
Слушание ипроизнесение
простыхчистоговорок со звуками а, у. Их
заучивание
1
1
1
1
1
Рассматриваниекартинок,
употреблениепредлога на, около.
1
Выполнение поручений,положи мяч на…
положи мяч около…
1
Понимание и различение слов я, ты. Ответы
на вопросы, кто?Составлениепредложений
1
объекты/субъекты (я, ты)
по заданию учителя. Например- я иду.
Демонстрациядействий.
47
Понимание, употребление
слов,указывающих на
объекты/субъекты (мой, твой)
Рассматривание
учебныхпринадлежностей.Ответы на
вопросы, чей?
1
48
Приветствие и прощание в
школе и дома.
Просмотр мультфильма.Называние
словздравствуй (привет), до свидания (пока).
1
49
Употребление слов
«здравствуй,здравствуйте,
доброе утро, до свидания»
Просмотр мультфильма.Называние
словприветствия и прощаниясо взрослыми
исверстниками.
1
50
Употребление вежливых
слов.Называние предметов и
действий с ними.
Просмотр мультфильма.Демонстрация
действий. Умение употреблять вежливые
слова.
1
51
Рассматриваниекартинок.
Называниеучебныхпринадлежностей,
1
56
«Школьная жизнь: Отгадай,
что в моём ранце». Выявление
представлений детей по теме.
«Школьная жизнь: Отгадай,
что в моём ранце». Называние
предметов и действий с ними,
характеристика предметов по
цвету, величине, форме.
«Школьная жизнь: Отгадай,
что в моём ранце».
Составление предложений по
вопросам учителя.
«Школьная жизнь: Отгадай,
что в моём ранце». Сравнение
2-х предметов по заданному
признаку.
Школьные
принадлежности.Употребление
вежливых слов.
Звук и буква О, о.
57
Нахождение буквы О, о.
58
Написание печатных букв О, о.
59
"Игрушки". Выявление
представлений детей по теме.
Игрушка Ослик,выделение
буквы О.
"Игрушки". Называние
предметов идействий с ними,
характеристика
предметов по цвету, величине,
форме.
"Игрушки". Составление
предложенийпо вопросам
учителя. Игрушка утка,
52
53
54
55
60
61
Сравнивание их поформе, цвету, величине.
1
Просмотр презентации.
Игра в волшебныймешочек.
Демонстрациядействий.
Уменияупотреблять вежливые слова.
1
Составлениепредложений.
1
1
Знакомство с буквой О, о. Произношение
звука О, о. Конструированиебуквы о из
цветныхпалочек.
1
1
1
Просмотр презентации.
Рассматривание
предметных картинок. Называние игрушек,
их
сравнение. Составление
предложений по заданию
учителя. Выделение
буквы О, У, А
1
1
1
66
выделение буквы У и А.
"Игрушки". Сравнение 2-х
предметов по заданному
признаку.
Обводка по образцу. Буква О,
Выполнять правилапосадки и
о
положениятетради при письме.
Обводка по образцу. Буква А, а Правильное держание ручки. Называние
звуковО, А, У. Написание букв О, о, А, а, У,
Обводка по образцу. Буква У,
у
у.
Звук и буква А, а О, о, У, у.
67
Чтение Ау, Уа, ау, уа.
68
Звук и буква М, м.
69
Нахождение буквы М, м.
70
Написание буквы М, м.
71
Чтение слогов со звуком М.
72
78
Письмо по образцу слогов ам,
ма.
Письмо по обводке и по
образцу слогов ум, му.
Образование и чтение прямых
иобратных слогов ом, мо.
Письмо по
обводке слогов ом, мо.
Слова, которые начинаются со
звука М.
Слушание сказки "Маша и
медведь". Выделение звука М
в словах Маша, медведь.
Ответы на вопросы по сказке
"Маша и медведь".
Звук и буква С, с.
79
Нахождение буквы С, с.
80
Написание буквы С, с.
81
Чтение слогов с буквой С.
82
85
Письмо по образцу слогов ас,
са.
Письмо по образцу слогов ус,
су, ос, со.
Письмо слогов с буквой С по
наглядномуобразцу.
Чтение слов сом, сам, са-ма
86
Письмо слов сом, сам, са-ма.
62
63
64
65
73
74
75
76
77
83
84
1
1
1
1
1
Называние Звуков А, У. Выкладывание
слогов и слов из разрезной азбуки.
Чтение Ау, Уа, ау, уа.
Воспроизводить звук [м] и слова с этим
звуком, выделять его в слове. Называть и
читать печатные буквы М, м, писать их.
Составлять
слоги из разрезной
азбуки со звуком М,
читать их.
Выполнять правилапосадки и
положениятетради при письме.
Правильное держаниеручки. Называние
звуков О, А, У, М. Написание слогов по
точкам и образцу.
1
Называние звука М.
Выделение его в начале слова.
Слушание сказки «Маша и медведь» с
голоса учителя,
рассматриваниеиллюстраций. Ответы на
вопросы по сказке.
Выделение звука М.
Воспроизводить звук с и слова с этим
звуком, выделять его в слове. Называть и
читать печатные буквы С, с, писать их.
Чтение слогов
со звуком с.
1
Правильное держание
ручки. Письмо слогов со
звуком с по образцу.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Составление слов из
разрезной азбуки, чтение слов и их письмо
по образцу. Сопоставление
1
1
87
Чтение слов ма-ма, му-му.
88
Письмо слов ма-ма, му-му.
89
90
Звук Х, х.
Чтение слогов ах, ох, ух.
91
Письмо слогов ах, ох, ух.
92
Чтение слогов ха,хо,ху
93
Письмо слогов ха,хо,ху
1
94
Чтение слогов Ах,ух,ох;
ха,хо,ху
Чтение слов У-ХА, ОСА, МУХА
Письмо слов У-ХА, ОСА, МУХА
Письмо слогов по образцу.
1
95
96
97
Составление слогов из
разрезной азбуки.
99 Письмо слов и слогов по
образцу
100 Повторение пройденных букв.
98
слов с картинкой.
1
1
Воспроизводить звук Х и слова с этим
звуком, выделять его в слове. Называть и
читать печатные буквы Х,х.
Образовывать слоги и слова из разрезной
азбуки, читать их
1
1
1
1
1
1
Воспроизводитьизученные звуки и
подбирать слова с этими звуками.
Составлять слоги из разрезной азбуки.
Составлять слова из разрезной азбуки.
1
1
1
1
101 Составление слов с
изученными буквами из
разрезной азбуки.
102 Повторение изученного за год
1
1
Всего
102
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
2 класс
«Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки
различной тематики для развития речи;
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства
- компьютерные устройства, синтезирующие речь
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания
пиктограмм.
-компьютерные программы символов.
-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и
др.)
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных
нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Основной учебник:
В.В. Воронкова «Букварь» учебник для 1 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014г.