1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету адаптивная физическая культура для 2
класса(2 вариант), разработана в соответствии со следующими документами:
- Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зарегистрирован в Минюсте
России» от 3 февраля 2015 года № 35850;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся
с умеренной, тяжелой
и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно –
методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года
№ 4/15);
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Яровская СОШ»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 10 июля 2015 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24декабря 2015
года № 81 «О внесении изменений No3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 ′′Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в
общеобразовательных организациях′′»;
-Учебным планом, представленным в Примерной адаптированной общеобразовательной
программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), одобренной Решением федерального учебно - методического объединения
по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15).
- Базисным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ( I I вариант), утверждённого Приказом Департамента
общего и профессионального образования Брянской области от 18.07.2018 № 1180.
-Рабочая программа по адаптивной физической культуре составлена на основе программы
для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией И.М.
Бгажноковой (2011г.).
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение использованию полученных
навыков в повседневной жизни, а также профилактика вторичных нарушений
и сохранение жизненно важных функций организма.
Основные задачи:
Образовательные: развитие двигательных функций (способности к
самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных
движений необходимых для использования в повседневной жизни, игровой
деятельности.
Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных
эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов,
воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и
окружающим.получение удовольствия от занятий физической культурой,
радость отдостигнутых результатов.
Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений,
нормализация мышечного тонуса, освоение новых способов
передвиженияформирование и совершенствование основных и прикладных
двигательных навыков; обучение переходу из одной позы в другую;
Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья,
повышение физиологической активности органов и систем профилактика
осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических
нарушений).подержание жизненно важных функций организма (дыхание,
работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических
систем);
Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических
способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и
двигательной памяти.стимуляция появления новых движений;
2.Общая характеристика учебного предмета.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди
учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными
нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение основными
видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой. Программа
включает 3 раздела: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные
игры», « Основы гимнастики». Каждый из разделов предполагает освоение
двигательных навыков на одном из доступных уровней:
минимальный уровень, содержание которого предполагается к освоению
детьми, имеющими тяжелые двигательные нарушения, тяжелые и глубокие
интеллектуальные нарушения, предполагающему в процессе работы
постоянную ассистентскую помощь взрослого;
достаточный уровень, включающий в себя освоение более сложных
двигательных навыков (элементы гимнастических и легкоатлетических
упражнений, игры с соблюдением правил и пр.). А
такой раздел как «велосипедная подготовка», « плавание» не проводятся в
виду отсутствия материально- технической базы для занятий данной
подготовкой. Часы занятий предусмотренные программой на данный вид
распределены между ранее указанными разделами программы.
В раздел « Основы гимнастики» включены физические упражнения
которые позволяют овладеть элементарными двигательными действиями. На
занятиях учащиеся должны овладеть доступными навыками в простейших
видах построений. Построения и перестроения для данной категории детей
трудны, так как они забывают свое место в строю, теряются при новом
построении. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера
дают возможность воздействовать как на весь организм в целом, так и на
определенные ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями,
предусматривающими исходное положение стоя, сидя, выполняют
упражнения и их положения лежа для разгрузки позвоночника. Физическая
нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений,
изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и
последовательностью, их выполнения. В отличии от программы
общеобразовательной школы в самостоятельный раздел выносятся
общеразвивающие и корригирующие упражнения, а так же дыхательные
упражнения, так как они способствуют коррекции нарушения дыхания.
Упражнения для укрепления мышц кистей рук способствуют успешному
овладению письмом. Упражнения для формирования и коррекции осанки
помогают ребенку правильно держать свое тело сидя, стоя, при ходьбе. На
занятиях гимнастикой дети должны овладеть навыками ползания и пере
лазания. Упражнения на сохранение равновесия способствуют развитию
вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в
пространстве. Упражнения на поднимание и перемещение грузов имеют
прикладной характер( правильный захват, умение нести, мягко опускать.
Раздел « Физическая подготовка» включает в себя элементарное освоение
построений, перестроений, ору без предметов и с предметами, ходьбу, бег,
прыжки. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование
должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
Особое место в данном разделе уделено метанию мяча. При выполнении этих
упражнений у детей развиваются умение и ловкость действий с мелкими
предметами.
Важным разделом программы является «Игры».Включенные в программу
коррекционные и подвижные игры направлены на развитие физических
качеств детей, внимания, памяти и т.д.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный план по предмету «Адаптивная физкультура» в соответствии
АООП(2 вариант) входит в обязательную часть учебного плана организации.
Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся
определён требованиями Стандарта.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю(18
часов – 1 четверть, 14 час – вторая четверть, 20 часов – третья четверть и 16
часов – четвертая четверть). Общее количество 68 часов в год.
Продолжительность одного урока – 40 минут.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается
с учетом его особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам
освоения образовательных программ представляют собой описание
возможных результатов образования данной категории
обучающихся.Требования к результатам освоения АООП: основным
ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2
является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и
физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,
включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных
контактов. Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в
СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических
образовательных потребностей обучающихся.
Планируемые личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя
как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни,бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной
физической культуры:
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических
возможностей и ограничений:
1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного
тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических
средств);
1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие
координационных способностей;
1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты,
выносливости;
1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
1.5 играть в подвижные игры и др.
3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью:
3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой:
усталость, болевые ощущения, др.
Раздел «Физическая подготовка»:
Может научиться:
- выполнять команду «Становись»
- строиться в шеренгу, в колонну;
- чередовать ходьбу с бегом;
- ходить в колонне по одному;
- подпрыгивать на одной и двух ногах;
- метать мячи одной рукой с места;
- мягко приземляться при прыжках;
- держать мячи, обручи;
- выполнять инструкции и команды учителя;
- ходить по гимнастической скамейке;
- выполнять ОРУ с предметами и без них.
Получит возможность научиться:
- прыгать в длину с места;
- прыгать на скакалке;
- выполнять упражнения в парах;
- бегать на короткие дистанции.
Раздел «Коррекционные подвижные игры»:
Может научиться:
- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством
учителя;
- броскам мяча;
- ловле мяча;
- передаче мяча;
- элементам спортивных упражнений.
Получит возможность научиться:
- элементам спортивных игр;
- взаимодействовать с партнерами по игре.
Организационная структура уроков:
Каждый урок должен планироваться в соответствии со следующими
принципами:
постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям
в конце урока;
чередование различных видов упражнений;
подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.
5.Содержание учебного предмета
Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая
культура является формирование базовых учебных действий на основе
предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к
овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2).
Содержание предмета отражено в четырех разделах: «Физическая
подготовка», « Основы гимнастики», «Коррекционные подвижные игры».
Освоение физической подготовки предусмотрено в первой и четвертой
четверти и предполагается освоение: построений и перестроений,
общеразвивающих и корригирующих упражнений, ходьбы и бега, прыжков,
ползаний, подлезаний, передача предметов. Занятия по этому разделу могут
проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной
площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного
пространства за пределами образовательного учреждения. В раздел
« основы гимнастики» включены освоение различных элементарных
построений, перестроений, обучение ору с предметами и без предметов,
ползание, лазание, перелазание.
Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» предусмотрено в
третьей четверти и построено с учетом скорости освоения учащимися правил
игры (одна подвижная игра осваивается два, три урока). Предложены
подвижные игры с бегом, прыжками и мячом. В этом разделе используются и
коррекционные игры следующей направленности:
- формирование способности вести совместные действия с партнером;
- развитие тактильной чувствительности;
- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
- развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию.
ОРУ и коррекционные упражнения.
Освоение одного комплекса общеразвивающих и корригирующих
упражнений, а также коррекционной подвижной игры происходит в течение
двух уроков. Подбор предметов для общеразвивающих упражнений, а также
коррекционных подвижных игр производится в зависимости от
индивидуального психофизического состояния обучающихся.
Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей
формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными
нарушениями развития:
первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе
используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор) и
наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный
показ).
второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения,
контактный метод обучения в сочетании со словестным, физического
сопровождения и т.д.
третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные
методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь
педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела,
принудительное ограничение движения) и т.п.
четвертый этап – повторение используются словесный (задание, указание и
др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения
упражнения, игровой.
пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.
Количество этапов освоения движения может быть увеличено до семи (Л.Н.
Ростомашвили). Продолжительность каждого из этапов может
индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке
происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание.
На втором уроке углубленное разучивание и повторение. Поэтому, для
формирования и закрепления разучиваемых движений содержание каждого
урока повторяется дважды. Предусмотрены следующие виды деятельности
на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения,
команды и т.д.; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью,
по образцу, по словесной инструкции.
Общая подготовка:
Теоретические сведения: Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление
учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега.
- Ходьба:( ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением
рук: на пояс, к плечам, перед грудью. Ходьба с изменением направления
совместно с учителем. Ходьба с перешагиванием через мячи с высоким
поднимание бедра.
Бег:( Бег на месте, на носках( медленно), с преодолением простейших
препятствий, бег по ориентирам; медленный бег до 2 мин, чередование бега и
ходьбы).
Прыжки:( прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в
стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Разновидности
прыжков.
Метание: (;метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с
места в стену. Метание мяча в цель. Метание с места.
Основы гимнастики:
Теоретические сведения: понятие о правильной осанке, равновесии.
-построения и перестроения: ( построение в шеренгу и равнение по носкам
по команде учителя; выполнение команд: « Равняйсь!», « Смирно», «
Вольно!», « На месте шагом марш!», « Класс стой,стройся!»; перестроение из
шеренги в круг, держась за руки и из колонны по одному двигаясь за
учителем; Бег в колонне по прямой и со сменой направлений с учителем.
Общеразвивающие упражнения без предметов:
- основные положения и движения рук, ног, туловища,головы: руки к плечам,
руки назад, руки перед грудью, за спину. Круговые движения одной и двумя
руками. Сгибание и разгибание рук из положений руки вперед, в стороны.
Взмахи ногами вперед, назад, влево,вправо.наклоны туловища до касания
руками пола, наклоны влево, вправо. приседания на двух ногах, стоя на
первой рейке гимнастической стенке, поочередное перехватывание реек
руками.
- упражнения на дыхание: согласование дыхания с различными движениями:
вдох- при поднимании рук, отведения их в стороны, выпрямление туловища,
разгибании ног; выдох= при опускании головы вниз.
- упражнения для развитии мышц кистей рук и пальцев: разведение и
сведение пальцев. Круговые движения кистями. - упражнения на
расслабление мышц: помахивание кистью. - упражнения для формирования
правильной осанки: самостоятельное принятие правильной осанки стоя, сидя,
лежа.Различные движения головой, руками, туловищем, с остановкой по
сигналу и проверкой правильной осанки. -упражнения для укрепления мышц
голеностопных суставов и стоп: сидя на гимнастической скамейке
напряженное сгибание и разгибание пальцев ног, тыльное и подошвенное
сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком. Прокатывание
стопами каната, захватывание стопами мешочков с песком с последующим
броском его в обруч и передаче соседу. Ходьба по ребристой доске, ходьба
по канату, гимнастической палке.
- упражнение для укрепления мышц туловища ( разгрузка
позвоночника):лежа на спине, на животе, поднимание ноги; медленное
поднимание и опускание обеих ног. Переход из положения лежа в положение
сидя.Подтягивание со скольжением по наклонной гимнастической скамейке,
сгибание и разгибание рук.
Упражнения с предметами:
-с гимнастическими палками: удерживание гимнастической палки
различными способами при ходьбе. Поворачивание палки из
горизонтального положения в вертикальное. Подбрасывание и ловля палки в
горизонтальном положении хватом снизу двумя руками. Выполнение
упражнений из исходного положения- гимнастическая палка внизу.
-с флажками: выполнение общеразвивающих упражнений с флажками в
раках на месте ( по показу). Движение руками с флажками при ходьбе.
- с малыми обручами: выполнение упражнений из исходного положенияобруч перед собой, над головой. Приседание с обручем в руках. Вращение
обруча на правой руке.
-с малыми мячами: сгибание, разгибание, вращение кисти и всей руки с
удержанием мяча в руке. Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его
двумя руками. Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам.
Удары мяча об пол, ловля мяча руками.
- с большими мячами: прием различных исходных положений, удерживая
мяч в руках. Катания мяча в парах, сидя по кругу, стоя на коленях.
Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками после поворота направо,
налево,после хлопка.. Удары мяча об пол, ловля двумя руками.
Лазание и перелазание: лазание по гимнастической скамейке. Ползание на
четвереньках по кругу с толканием впереди себя набивного мяча, в сторону и
на скорость. Подлезание по препятствие. Перелезание через препятствие
высотой до 70 см. Перелезание со скамейки на скамейку произвольным
способом.
Равновесие: ходьба по гимнастической скамейке с предметом. Ходьба по
скамейке на носках с различными движениями рук. Ходьба по наклонной
скамейке. Ходьба по скамейке приставными шагами. Ходьба по линии.
Переноска грузов и передача предметов: передача большого мяча в
колонне по одному сбоку, назад, вперед. Коллективная переноска
гимнастических скамеек. Переноска 2 набивных мячей- переноска 8-1гимнастических палок.
Подвижные игры:
Коррекционные игры: (« Запомни порядок», « Летает- не летает» « Что
изменилось»» Волшебный мешок»).
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: (, « Слушай сигнал»,
« Удочка», « Салки», « Повторяй за мной»,«Карлики-Великаны»,).
Игры с бегом и прыжками, « К своим флажках»,» Болото», Прыг-скок» ,
« Удочка», Эстафеты, ).
Игры с метанием и ловлей:(« Гонка мячей в колоннах», « Снайперы»,
« Поймай предмет», « Сбей кеглю», « Кольцеброс»).
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть ( 18 часов).
● Резервные уроки
№
п/п
темы
Тема урока
№
Кол
-во
часо
в
Дат
а
Вид учебной деятельности
1.
Вводный урок.
Начальные сведения о
физической культуре.
1
Техника безопасности на уроке физкультуре,
правила поведения на уроке.Наличие спортивной
формы и оборудования.
2.
Строевые упражнения.
Построение в шеренгу и
равнение по команде
учителя.
1
выполнение команд по показу учителя
«Становись!», «Равняйсь!»
ходьба и бег «стайкой» за учителем.построение в
одну шеренгу на боковой линии; выполнение
команд по показу учителя «Становись!»,
«Равняйсь!», «Шагом марш!», «Стой!»
2
Формирование навыков правильного построения
и знания своего места в строю
Знать команды «Равняйсь!», «Смирно!».
Выполнять простые построения по инструкции
учителя
Ориентироваться в спортивном зале по
конкретным ориентирам
5-6.
Ходьба и бег.
Выполнение ходьбы с
различными положениями
рук. Разновидности ходьбы.
2
Коррекция и развитие точности движений,
сохранения равновесия. Профилактика нарушения
осанки. Обучить правильному дыханию при
выполнении ходьбы и бега.Ходиба на носках, на
пятках, высоко поднимая колени; широким
шагом; приставными шагами.
7-8.
Ходьба с изменениями
направления.
2
Ходьба в колонне по одному за учителем.
Слушает и понимает инструкцию к заданию
Сохранение осанки при ходьбе.
Подводящие упражнения:
ходьба попрямой, ходьба за учителем, держась за
руки, ходьба между предметами, с изменением
направления. Корригирующие упражнения:
свободное дыхание: вдох (выдох) через нос (через
рот).
3-4.
Выполнение команд: «
Равняйсь», « Смирно», «
Вольно», « На месте шагом
марш», «Класс стой».
2«б»
9-10.
Ходьба и бег на короткие
отрезки. Выполнение
медленного бега до 2
минут. Чередование бега и
ходьбы.
2
Развивать быстроту и ловкость
Знать беговую дорожку. Уметь ходить и бегать по
ориентирам
Умение выполнять задание в течение
определенного периода времени
Правила поведения на дистанции.
Подводящие упражнения:
произношение звуков на выдохе во время ходьбы
и бега.
Ходьба с различными движениями рук; ходьба на
носках.
Основные упражнения:
ходьба и бег по прямой (S=15-20 м) по сигналу
учителя; ходьба и бег по коридору шириной 3-4
м.; по извилистой дорожке.
Корригирующие упражнения:
произвольный вдох (выдох) через рот (нос).
11-12
Общеразвивающие и
корригирующие
упражнения. Развитие
сердечно-сосудистой и
дыхательной систем
2
Подводящие упражнения:
принятие исходного положения для построения и
перестроения: основная стойка; стойка ноги врозь
по показу. Основные положения и движения
головы, рук, туловища и ног
Учить основным положениям при выполнении
общеразвивающих упражнений.
13-14
Общеразвивающие
икорригирующие
упражнения без предметов.
Развитие координационных
способностей.
2
Развивать координацию и точность движений
Знать части тела и уметь показать их
Правильное выполнение упражнений
Название исходных положений физических
упражнений
Подводящие упражнения:
пальчиковая гимнастика «Улей».
Основные упражнения:
движения прямых рук: вперед, в стороны, вверх.
Махи руками в боковой плоскости.
Движения головы: наклон вперед, влево, вправо.
Повороты головы.
Наклоны туловища: вперед, вправо, влево.
Повороты туловища направо и налево.
Корригирующие упражнения:
сгибание фаланг пальцев.
Мах, наклон, поворот.
15-16
Разновидности прыжков.
Прыжки через препятствие.
Спрыгивание с небольшой
высоты. Подвижная игра «
Удочка».
2
Уметь подпрыгивать на одной и двух ногах на
месте и с продвижением вперед; спрыгивать с
небольшого возвышения. Подводящие
упражнения:
перепрыгивание с одной ноги на другую на
месте, с продвижением вперед.
Основные упражнения:
прыжки с небольшого возвышения с
приземлением на гимн/мат;
17-18
Метание .Броски большого
мяча 2-мя руками из-за
головы и снизу с места в
стену. Развитие мелкой
моторики. Игра « Кто
дальше бросит».
2
Обучить узнавать различные мячи.
Развитие тактильной чувствительности.
Знать разновидности бросков.
Уметь выполнять броски и ловлю мяча двумя
руками партнеру.
Способен выполнить посильное задание с
помощью
Название спортивного инвентаря
Подводящие упражнения:
Подбрасывание мяча вверх двумя руками.
Основные упражнения:
броски мяча двумя руками от груди в руки
учителю;
ловля мяча без отскока от пола, удары ногой по
мягкому мячу; сбивание предметов большим
(малым) мячом
Корригирующие упражнения:
пальчиковая гимнастика «Домик»
II четверть 2б класс (14 часов)
Резервные уроки
№
п/п
темы
1.
2.
Тема урока
Основы гимнастики
Инструктаж безопасности на уроках
физкультуры при занятиях
гимнастикой. Беседа: Понятия колонна,
шеренга, круг.
ОРУ без предметов.
Основные положения и движения рук
,ног, туловища, головы.
№
Кол- Дата
во
часов
2б
1
Вид учебной деятельности.
Построения и перестроения по
ориентирам
Развитие ориентировки в зале по
конкретным ориентирам (вход, выход,
стены, потолок, пол, углы).
Знать понятия «колонна», «шеренга»
1
Выполнение простейших движений в
различных пространственных
направлениях. Обучить сохранению
правильного положения головы, рук,
туловища при выполнении упражнений.
Знать положения рук: на поясе, по швам,
руки вверх, махи руками, круговые
вращения руками, движения головы
влево, вправо, вперед, назад.
3.
Выполнение упражнений для развития
мышц кистей рук и пальцев и
укрепление мышц голеностопных
суставов и стоп.
1
Основные упражнения:сгибание и
разгибание пальцев рук в кулак,
круговые вращения кистями. Сжимать
предмет. Хват, захват мелких предметов.
Пальчиковаягимнастика.
Корригирующие упражнения:
сгибание и разгибание в голеностопных
суставах.
4.
Выполнение упражнений для
укрепления мышц туловища,
упражнения в расслаблении.
1
Сохранение правильной осанки при
выполнении упражнений. Основные
упражнения: наклоны туловища вправо,
влево, вперед, назад. Наклоны к низу.
Выполнение упражнений в различных
И.П.( стоя, лежа на спине, животе).
Упражнения в расслаблении под
спокойную музыку.Коррегирующие
упражнения: контроль дыхания( вдох,
выдох).
Общеразвивающие и корригирующие
упражнения с предметами:
( гимнастическими палками, мячами).
2
Формирование осанки, укрепление
верхнего плечевого пояса.
Способствовать развитию мелкой и
крупной моторики. Слушать учителя.
5-6.
7-8.
Лазание по наклонной гимнастической
скамейке. Ходьба, лазание, перелазание
по гимнастической скамейке.
2
Развивать силу и ловкость
Освоение двигательных навыков,
последовательности движений.
Подводящие упражнения:
ходьба по гимн/скамейке с помощью
учителя и самостоятельно.
Основные упражнения:
лазание по наклонной гимн/скамейке,
установленной на 3-4 рейке г/стенки, на
животе, на четвереньках, в упоре
согнувшись.
Корригирующие упражнения:
противопоставление первого пальца
остальным на одной руке
9-10
Лазание по гимнастической стенке.
2
Коррекция и развитие пространственновременной дифференцировки и точности
движений.
Развивать координацию движений
Освоение двигательных навыков,
последовательности движений.
Правильно захватывать различные
предметы
Название спортивного инвентаря
Подводящие упражнения:
вис на гимн/стенке со страховкой
учителем
Основные упражнения:
лазание по гимн/стенке вверх на
несколько ступенек.
Корригирующие упражнения:
круговые движения кистью.Вис.
11-12.
13.
Ползание на четвереньках с толканием
впереди себя набивного мяча.
Подлезание и перелезание через
препятствие высотой до 70 см.
Равновесие. Ходьба по гимнастической
скамейке.
Развитие ловкости, быстроты реакции.
Подводящие упражнения: Ползание на
четвереньках,на животе. Основные
упражнения:подлезание под
препятствия, на четвереньках и
животе.Корригирующие упражнения:
противопоставление первого пальца
остальным на одной руке
2
1.
Развивать координационные
способности и точность движений.
Подводящие упражнения:
перешагивание через препятствие
(высота=15-20 см); стойка на правой
(левой) ноге у опоры.
Основные упражнения:
Ходьба по скамейке с предметами и безс
помощью учителя.Стойка на одной ноге
на г/скамейке, другая согнута в колене,
поочередно сменяя ноги (выполнять со
страховкой учителя)
Корригирующие упражнения:
противопоставление первого пальца
остальным на одной руке
Опора
14.
Передача, перенос предмета(груза).
1
Развитие мелкой моторики рук,
координационных способностей.
Подводящие упражнения: передача
предмета в шеренге, колонне,по
кругу.Основные движения:
коллективные переноски груза.
Корригирующие упражнения:
противопоставление первого пальца
остальным на одной руке
III четверть 2 класс (20 часов)
Резервный урок
№ п/п
темы
Тема урока
№
Кол-во
часов
Дата
Вид учебной деятельности.
2б
Инструктаж безопасности
на уроках физкультуры
при занятиях подвижными
играми. Беседа:
Элементарные правила
поведения во время игр.
1
Правила поведения на уроке и безопасность в
зале. Наличие спортивной формы и обуви на
уроке. Гигиена. Основные команды. Иргы на
внимние. Коррекция эмоционально-волевой
сферы.
Коррекционные игры.
2
4-5.
Игры с элементами
общеразвивающих
упражнений.
2
6-7.
Подвижные игры с бегом.
2
Коррекция памяти и внимания. Развитие
тактильной чувствительности. Основные
упражнения: Разучивание игры « Запомни
порядок», « Что изменилось»
Расширение двигательного опыта за счет
овладения двигательными действиями.
Умение выполнять инструкции педагога
Подводящие упражнения:
отведение рук в стороны, вверх; движения
прямой ноги (правой, левой): вперед, в стороны,
назад держась за опору.
Основные упражнения:
игры «Сбор овощей»,
«Найди свой цвет». «Удочка»
Корригирующие упражнения:
сгибания-разгибания в голеностопных суставах .
Формирование умения взаимодействовать в
процессе игры.Развитие скоростных
способностей. Активизация психических
процессов: восприятия, внимания, памяти
Адекватное эмоциональное отношение к
партнерам по игре.
Правила игр.
Подводящие упражнения:
перешагивание и перепрыгивание из обруча в
обруч, лежащие на полу.
Основные упражнения:
Игры «Пятнашки», «Догони обруч».Эстафеты.
Корригирующие упражнения:
свободное дыхание: вдох (через нос), выдох
(через рот).
Обруч
8-9.
Подвижные игры с
прыжками.
2
1.
2-3.
Развивать скоростно-силовые и
координационные способности.
Коррекция психических процессов.
Уметь выполнять простые правила игр.
Подводящие упражнения:
Поскоки на месте на двух ногах (держа за руки
или одну руку).
Основные упражнения:
Игры «Перепрыгивание через шнур», «Достань
предмет».» Прыг- скок»
Корригирующие упражнения:
захватывание и перекатывание пальцами ног
различных предметов.
10-11.
Подвижные игры с
мячом.
2
Развивать зрительно-моторную координацию.
Развивать тактильную чувствительность
Умение вести совместные действия с
партнером.
выполнять задания по образцу и показу
Проявлять интерес к подвижным играм
Правила игр
Подводящие упражнения:
прокатывание мяча одной рукой друг другу.
Основные упражнения:
игры «Сбей кеглю», «Поймай мяч».
Корригирующие упражнения:
одновременное (поочередное) сгибание
(разгибание) пальцев
Захват
12-13.
Подвижные игры с
бегом.
2
Активизация психических процессов:
восприятия, внимания, памяти, точности
движений
Охотно участвует в совместной деятельности
Умение выполнять задание в течение
определенного периода времени
Правила игр
Подводящие упражнения:
бег в разных направлениях между предметами
вслед за учителем.
Основные упражнения:
игры «Беги ко мне», «Догони мяч».
Корригирующие упражнения:
свободное дыхание: вдох (через нос) – выдох
(через рот).
Направление
14-15.
Игры с бегом и прыжками
2
Развивать внимание и точность движений.
Коррекция психических процессов.
Умение радоваться успехам: выше прыгнул,
быстрее пробежал и др.
Соблюдать простейшие правила игры
Правила игр
Подводящие упражнения:
прыжки на месте на одной ноге, двух ногах
Основные упражнения:
игры «Солнышко, дождик»; «Прыг-скок».
Корригирующие упражнения:
сгибания-разгибание в голеностопных суставах
(самостоятельно или с помощью)
16-17.
Подвижные игры с мячом
2
Развивать зрительно-моторную координацию.
Развивать тактильную чувствительность
Координация движений двумя руками
Доброжелательно относиться к партнерам по
игре
Правила игр
Подводящие упражнения:
собирание малых мячей в пластмассовую
корзину.
Основные упражнения:
игры «Поймай мяч», «Попади в круг».
Корригирующие упражнения:
пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Партнер
18-20.
Подвижные игры.
3
Улучшение эмоционально-волевой
сферы,активизация психических процессов:
восприятие, внимание, память. Основные
движения: игра « догони меня», « метко в
цель»,» Найди предмет в зале»,» Удочка»,»
Болото», и т.д
IVчетверть 2класс ( 16 часов )
● Резервные уроки
№
п/п
темы
Тема урока
1.
Общая подготовка.
Вводная часть.
Инструктаж по ТБ.
№
Кол-во
часов
Дата
Вид учебной деятельности.
2б
2-3.
4-5.
6-7.
8-9.
Строевые упражнения.
1
2
Ходьба на короткие
дистанции на скорость.
Ходьба в шеренге,колонне,
в парах.
Ходьба с различными
положениями рук. Ходьба с
перешагиванием через
предметы.
Разновидности бега.
Бег по прямой.
2
Повторение правил поведения на уроке,
наличие спортивной формы.
Ознакомление с правилами поведения во
время игр.
Умение выполнять согласованные действия
по образцу и по подражанию, под счет
учителя.
Организация детей на уроке.
Основные движения:Построение в шеренгу и
равнение по команде учителя. Выполнение
команд:
« Равняйсь», « Смирно», « Вольно», « На
месте шагом марш», «Класс стой».
Развивать быстроту и координацию
движений
Выполняет стереотипную инструкцию
Ориентироваться в пространстве, ходить в
заданном ритме
Правильная постановка стопы при ходьбе
Подводящие упражнения:
ходьба с различными движениями рук по
показу и словесной инструкции.
Основные упражнения:
пройти небольшой отрезок на скорость
самостоятельно и в парах, шеренге, колонне.
Корригирующие упражнения:
дыхательные упражнения
Быстро, медленно
Согласованное выполнение действий с
предметами
Польза физических упражнений.
Концентрация внимания на предмете.
Подводящие упражнения: Ходьба по кругу, в
колонне с учителем. Основные движения:
перешагивание через небольшие предметы(
мячи большие, обруч. гимнастич. палка. Игра
« Что изменилось». Коррекция плоскостопия.
2
2
Коррекция и профилактика нарушений
функций опорно-двигательного аппарата.
Укрепление мышц стопы
Освоение двигательных навыков. Овладение
приемами правильного дыхания (по показу
учителя) и выполнение простейших заданий
по словесной инструкции
учителя.Подводящие упражнения: Бег в
колонне по одному. Основные движения: Бег
в заданном направлении. Коррекция
дыхания.
10-11
Бег на короткие дистанции.
12-14.
Виды прыжков. Прыжки в
длину.
15-16
Метание теннисного мяча с
места и в цель.
2
Развивать быстроту и ловкость. Выполнение
задания от начала до конца
Этапы выполнения упражнения.
Подводящие упражнения:
ходьба, ОРУ без предмета
Основные упражнения:
бег на короткие отрезки с учителем;
самостоятельно по сигналу учителя
Корригирующие упражнения:
дыхательные упражнения
Дистанция.
Развивать скоростно-силовые качества.
Развивать пространственно-временной
дифференцировки
и точности движений.
Освоение двигательных навыков,
последовательности движений. Координация
толчка двумя ногами
Мягко приземляться в прыжках
Подводящие упражнения:
прыжки на двух ногах, на одной ноге на
месте.
Основные упражнения:
прыжки через препятствие, высотой 10 – 20
см; прыжки вверх с доставанием
подвешенного мяча.Прыжки в длину с места
в заданную зону. Подвижные игры с
прыжками Корригирующие упражнения:
свободное дыхание: вдох (через нос), выдох
(через рот).
3
2
Развивать силу и ловкость.
Последова-тельность движений с
предметами
Фиксирует взгляд на цели.
Выполняет правильный захват мяча.
Подводящие упражнения:
подбрасывание мяча вверх и ловля двумя
руками.
Основные упражнения:
броски мяча вперед; метание теннисного
мяча с помощью учителя и самостоятельно.
Корригирующие упражнения:
перекладывание мяча из одной руки в
другую. Обучить правильному захвату мяча,
замаху руки при метании.
Целенаправленные действия.
Фиксирует взгляд на цели.
Использование массажного мяча
Подводящие упражнения:
перекатывание теннисного мяча между
ладонями; сжимание-разжимание
массажного малого мяча.
Основные упражнения:
- броски теннисного мяча в стену правой
(левой) рукой;
- метание мяча в вертикальную цель с
расстояния 2-3 м. Игра « Кто дальше
бросит».
7. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой«Владос», 2011.
Методическая литература
1. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся
вспомогательных школ средствами физического воспитания.Красноярск,1987.
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно- методические материалы// под. Ред. И.М. БгажноковойМ.; Гуманитар. Изд.центр Владос,2007-181 с.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.- М.: Ф и С, 1991.
4. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно- отсталых детей.- М: Аграф,
1997.
5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей.: Методическое
пособие.- М.: Терра- Спорт, 2000.
6. Виневцев С. И. Оздоровление и коррекция психофизического развития
учащихся начальнх классов специальных ( коррекционных) школ
VIIIвида в процессе обучения. Автограф.дис… канд.пед.наук.Красноярск, 2000.
7. Выготский Л.С. игра и еероль в психическом развитии ребенка //
Вопросы психологии, 1966, №6.
8. Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе //
Дефектология, 1991, № 5.
9. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года
до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994.
10.Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное
пособие.- М.,1997.
11.Шапкова Л.В. Коррекционная функция адаптивного физического
воспитания // Человек и его здоровье.- СПб., 19988
12.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями
развития /Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт,
2002.