ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме.
Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для
успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые
знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а
для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть
на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать
правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение
в
российских
школах
Федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и
основного
общего
образования
(ФГОС
ООО)
актуализировало
значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов.
Реализация
требований
ФГОС
предполагает
дополнение
содержания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности
иосвоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся
для
жизни»
предлагает
системное
предъявление
содержания,
обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной
личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения
и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Курс
создает
условия
для
формирования
функциональной
грамотностишкольников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а
также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого
направления
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
и
интересами
обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам
выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых
позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией,
стратегий
позитивного
поведения,
развитие
критического
и
креативного мышления.
Появление в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования термина «функциональная грамотность» обусловило
необходимость комплексной работы над всеми ее компонентами как в урочной, так и
во внеурочной деятельности, среди важнейших компонентов функциональной
грамотности
-
читательская
грамотность.
Современному школьнику важно
научиться понимать информацию из многочисленных разнообразных текстовых или
других источников, что предусматривает, помимо анализа, синтеза, интеграции и
интерпретация
информации,
формирование
таких
умений,
как
сравнение
информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов,
интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся, а иногда
противоречащих по содержанию, источников. В современном образовательном
пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить
информационно-смысловые взаимосвязи текстов, написанных на одну тему и/или
предлагающих обсудить одну проблему, соотносить полученную из разных текстов
информацию с фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать
собственные выводы.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,
представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются
тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в
различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,
общество и др.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы курса. Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс),
включает 2 модуля (читательская, естественнонаучная грамотность). Разработанный
учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 1
час в неделю, общее количество часов- 34. 18- часов на модули «читательская
грамотность», 14- часов для модуля «естественнонаучная грамотность»;
2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по
соответствующему году обучения. В 5 классе обучающиеся учатся находить и
извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем,
рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных
носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа,
учеба, работа и производство, общество и др.). Формы деятельности: беседа, диалог,
дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися
следующих
образовательных
личностных,
результатов.
Они
метапредметных
формируются
во
и
всех
предметных
направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных
результатов.
Личностные результаты
- Осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих
задач и своего места в мире);
- Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
-
ценностное отношение к достижениям своей Родины—России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
-
наличие
мотивации
к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
-
сформированность
внутренней
позиции
личности
как
особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственноговыбора;
-
установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений;
-
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
-
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
-
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
-
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
личной ответственности за свои поступки в мире;
- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться
у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
-
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных,
осознавать
дефицит
собственных
знаний
и
компетентностей,
планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
-
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
-
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
-
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям
и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
- овладение универсальными учебным и познавательными действиями;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
- овладение универсальными регулятивными действиями;
-
усвоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных
действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
-
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности
и
организации
работниками
и
сверстниками,
учебного
к
сотрудничества
участию
в
с
педагогическими
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
-
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
- способность к совместной деятельности;
-
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)
базовые логические действия:
- владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
-
владеть приемами описания и рассуждения, вт.ч.–с помощью схем и знаково-
символических средств;
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов(явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания;
- для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
-
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
- и явлений и процессов;
-
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько
вариантов
решения,
выбирать
наиболее
подходящий
с
учетом
самостоятельно выделенных критериев);
-
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько
вариантов
решения,
выбирать
наиболее
подходящий
с
учетом
самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
2)
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
-
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
-
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента);
-
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
-
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3)
работа с информацией:
-
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
- учебной задачи и заданных критериев;
-
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и туже идею, версию) в различных информационных источниках;
-
самостоятельно
информации
и
выбирать
иллюстрировать
оптимальную
решаемые
задачи
форму
представления
несложными
схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать
надежность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение
системой
универсальных
учебных
познавательных
действий
обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1)
общение:
-
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции
в
соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения)в устных и письменных текстах;
-
распознавать
невербальные
средства
общения,
понимать
значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- входе диалога и(или)дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
-
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
-
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
-
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2)
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы
при
решении
конкретной
проблемы,
обосновывать
необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
-
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
-
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
учетом
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
предпочтений
и
возможностей
всех
участников
взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
-
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
-
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1)
самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
-
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
-
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2)
самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
при
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
решении
учебной
задачи,
адаптировать
решение
к
меняющимся
обстоятельствам;
- объяснять причины достижения(не достижения)результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
-
вносить
коррективы
обстоятельств,
в
деятельность
изменившихся
на
ситуаций,
основе
новых
установленных
ошибок,
возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3)
эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4)
принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение
системой
универсальных
учебных
регулятивных
действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Читательская грамотность»
Тема
ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
Что такое зоопарк
Почему при посещении зоопарка нельзя кормить
животных
Что такое поясное время
Широка страна моя родная
У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПРИРОДЫ
Какие бывают дожди
Как дождь влияет на человека
Вкусная ягода рябина
Что можно приготовить из ягоды рябины
Что такое метель Погодные опасности
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ
Какие бывают кроссовки? Как часто можно носить
кроссовки
Беговые лыжи. Зимние лыжные виды спорта
Профилактика травм
Чем опасен грипп. Как защититься от гриппа
Как правильно ухаживать за зубами
Что полезно для зубов, а что наносит им вред
Какая бывает память
Как улучшить память
Каша- пища наша. Самая полезная пища
Модуль «Естественно-научная грамотность»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ВВЕДЕНИЕ
Различные способы описания мира. Наблюдение и
поиск закономерностей
Научный подход к изучению мира. Способы
постановки экспериментов.
ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его
воздействие на человека.
Слышимые и неслышимые звуки.Практикум
Звуковые явления.
Звуки живой и неживой природы.
ВОДА
Вода. Уникальность воды
Три состояния воды
Выполнение практических заданий Свойства воды
УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ В ПРИРОДЕ И ЕГО
ЗНАЧЕНИЕ
Углекислый газ в природе и его значение
Интересные опыты
Игра, урок-исследование.
ЗЕМЛЯ КАК ЧАСТЬ ВСЕЛЕННОЙ.
УНИКАЛЬНОСТЬ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.
13
14
15
16
Звезды на небе. Земля – наш дом
Солнце. Солнечная система
Земля, ее внутреннее строение.
Знакомство с минералами, горной породой и
рудой.
ТЕСТИРОВАНИЕ