ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Актуальные вопросы биологии» направлен для
обучающихся 10-ых и 11-ых классов и изучающих биологию на базовом
уровне, но планирующих поступать в медицинские, сельскохозяйственные,
ветеринарные и другие профессиональные учреждения биологического и
экологического профиля. В средней школе для изучения биологии отведен 1
час в неделю, что недостаточно для тщательной отработки знаний и умений
базового уровня. С этой целью, при проведении занятий особое внимание
будет уделяться повторению и закреплению наиболее слабо усваиваемых
школьниками знаний изучаемых на заключительном этапе биологического
образования: вопросов экологии, онтогенеза, селекции, генетики, цитологии.
Следует учитывать темы, которые вызывают затруднения, такие как,
химическая организация клетки, обмен веществ и превращение энергии,
способы видообразования, определение движущих сил и результатов
эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у
конкретных групп организмов, особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и
хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза.
В ходе занятий будет уделяться большое внимание формированию
предметной
компетентности
(природоохранной,
здоровьесберегающей,
исследовательской), умений работать с текстом, рисунками, схемами,
извлекать и анализировать информацию из различных источников, умение
четко и кратко излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным
развёрнутым ответом.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель курса – углубить, расширить и систематизировать базовые знания
учащихся о живых организмах, биологических процессах и явлениях
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Элективный
учебный
предмет
относится
образовательного
учреждения
учебного
плана
к
школы
компоненту
и
является
предметным, направлен на углубление, расширение знания учебного
предмета, входящего в базисный учебный план. Курс рассчитан на 34 часа в
течение10 и 11 классов ( 10 классе (0,5 час в неделю) и часов в 11 классе (0,5
час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Актуальные вопросы современной биологии
10 КЛАСС
Тема 1. «Биология как наука. Методы научного познания»
Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира. Биологические термины и понятия. Уровневая организация и
эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный,
организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное
строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения
энергии,
гомеостаз,
раздражимость,
движение,
рост
и
развитие,
воспроизведение, эволюция
Тема 2. «Клетка как биологическая система»
Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в
формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие
знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства
органического мира, доказательство родства живой природы
Многообразие
клеток.
Прокариоты
и
эукариоты.
Сравнительная
характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь
строения и функций неорганических и органических веществ (белков,
нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.
Роль химических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов
клетки – основа ее целостности. Обмен веществ и превращения энергии –
свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен,
их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.
Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и
темновые
реакции
фотосинтеза,
их
взаимосвязь.
Хемосинтез.
Роль
хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его
свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и
нуклеиновых кислот.
Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма
и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство.
Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление
соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых
клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и
размножения организмов. Роль мейоза и митоза
Лабораторная работа №1: «Изучение клеток растений и животных
под микроскопом»
Тема 3. «Организм как биологическая система»
Разнообразие
организмов:
одноклеточные
и
многоклеточные;
автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы. Бактерии, Грибы, Растения,
Животные, Вирусы.
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения,
сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у
цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее
оплодотворение.
Онтогенез
и
присущие
ему закономерности.
Эмбриональное
и
постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития
организмов.
Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства
организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика.
Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и
геноме.
Закономерности
Закономерности
наследственности,
наследования,
их
цитологические
установленные
Г.
основы.
Менделем,
их
цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т.
Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов.
Генетика
пола.
Наследование
признаков,
сцепленных
с
полом.
Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека.
Методы
изучения
генетики
человека.
Решение
генетических
задач.
Составление схем скрещивания.
Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная)
изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная,
комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в
жизни организмов и в эволюцию.
Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их
причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков,
никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения
мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде
(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный
организм. Решение биологических задач.
Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в
развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения
культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы
выведения
новых
сортов
растений,
пород
животных,
штаммов
микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы
выращивания культурных растений и домашних животных.
Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия,
клонирование.
11 КЛАСС
Тема 1. «Система и многообразие органического мира»
Основные
систематические
(таксономические)
категории,
их
соподчинённость.
Многообразие
организмов.
Одноклеточные
и
многоклеточные,
автотрофы и гетеротрофы, аэробы и анаэробы.
Вирусы
-
неклеточные
формы
жизни.
Меры
профилактики
распространения вирусных заболеваний.
Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в
природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.
Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность
и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных
растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие
растений. Основные отделы растений. Водоросли, их строение, разнообразие
и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение,
разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и
двудольные, их основные семейства. Роль растений в природе и жизни
человека.
Царство
грибов,
строение,
жизнедеятельность,
размножение.
Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие,
особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и
лишайников.
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные.
Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.
Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и
жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных классов.
Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и
систем органов у животных.
Лабораторные работы: №1: «Ткани высших растений»
Тема 2. «Эволюция живой природы» «Экосистемы и присущие им
закономерности»
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и
элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых
видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как
основа устойчивости биосферы.
Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч.
Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного
отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции.
Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль
эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной
картины мира.
Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции:
приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.
Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И.
Шмальгаузен).
Биологический
прогресс
и
регресс,
ароморфоз,
идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса.
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции
растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе
эволюции.
Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе
органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида.
Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их
генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и
природная среда, адаптации к ней человека
Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические,
биотические. Антропогенный фактор. Их значение.
Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы,
редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы.
Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила
экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии
(цепей питания).
Разнообразие
экосистем.
экосистем
Устойчивость
(биогеоценозов).
и
динамика
Саморазвитие
экосистем.
и смена
Биологическое
разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого
развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в
экосистемах
под
влиянием
деятельности
человека.
Агроэкосистемы,
основные отличия от природных экосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о
биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения
биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в
биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения элективного курса:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих
взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных
и этических принципов и норм поведения;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона); • осознание целостности
природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками информации: находить
информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую; сохранять, передавать и представлять информацию в
виде презентации с помощью технических средств и информационных
технологий;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, умение
оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с
выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести
дискуссию и т.п.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС 11 КЛАСС
- понимание роли естественных наук в решении современных
практических задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной научной картине мира и владение
основами научных знаний (теорий, концепций, принципов, законов и
базовых понятий);
- умение работать с разными источниками информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки
объектов и явлений;
- владение элементарными практическими умениями применять
приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов среды;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
окружающей среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять естественнонаучные знания в повседневной жизни
для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
адаптации к условиям проживания на определенной территории,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды как сферы жизнедеятельности;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе,
влияния факторов риска на здоровье человека;
- выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий, организма человека);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с
млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей
среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей
среды; необходимости защиты окружающей среды;
- классификация – определение принадлежности биологических
объектов к определенной систематической группе;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, животных
отдельных типов и классов; - знание основных правил поведения в
природе и основ здорового образа жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Биология как наука. Методы научного
познания 2ч.
1
2
Клетка как биологическая система
6
3
Организм как биологическая система
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
1
0
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Система и многообразие органического
мира
7
2
Эволюция живой природы. Экосистемы и
присущие им закономерности
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Достижения биологии. Методы
познания живой природы. Уровневая
организация живой природы.
Биологические системы
1
2
Развитие знаний о клетке.
Сравнительная характеристика
строения клеток растений, животных,
бактерий и грибов
1
3
Лабораторная работа: «Изучение
клеток растений и животных под
микроскопом»
1
4
Обмен веществ и превращения
энергии. Энергетический и
пластический обмен. Дыхание.
Брожение. Фотосинтез. Хемосинтез
2
5
Генетическая информация в клетке
Матричный характер биосинтеза.
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
1
6
Решение задач по теме «Генетический
код»
1
7
Митоз – деление соматических клеток
1
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Мейоз. Фазы мейоза. Гаметогенез
8
Размножение. Оплодотворение.
Онтогенез
1
9
Генетика. Закономерности
наследственности
1
10
Решение генетических задач
2
11
Генетика пола. Генетика человека
1
12
Решение генетических задач
3
13
Закономерности наследственности и
изменчивости Мутагены.
Наследственные болезни
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
2
3
0
6
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Многообразие организмов. Царство
бактерий. Вирусы Царство грибов.
Лишайники
1
2
Царство растений. Строение,
жизнедеятельность и размножение.
Многообразие.
2
3
Лабораторные работа №1: «Ткани
высших растений»
1
4
Царство животных. Характеристика
одноклеточных Царство животные.
Беспозвоночные. Класс членистоногие
1
5
Хордовые животные. Классификация
2
6
Вид, его критерии. Популяция
1
7
Микроэволюция. Видообразование
1
8
Эволюционные идеи. Формы
естественного отбора
1
9
Результаты эволюции. Прогресс и
регресс
1
10
Происхождение человека. Человек как
вид
1
11
Среды обитания живых организмов.
Экологические факторы
1
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
12
Экосистема и ее компоненты
1
13
Структура экосистемы. Трофические
цепи
1
14
Разнообразие и свойства экосистем
1
15
Биосфера – глобальная экосистема.
Экологические проблемы и пути их
решения
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
0
1