РП В химии все интересно

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Предмет «Химия» всегда у школьников ассоциируется с
химическими опытами, они с нетерпением ждут, когда же будут изучать
этот предмет. Но, начиная изучать химию в 8 классе, часто начинают
разочаровываться, пропадает интерес к изучению предмета, так как
начинается теория, а до опытов еще далеко. И в этом плане учителю может
помочь курс внеурочной деятельности, который вводится в 7 классе. Он
становится основой для познания окружающего мира. Предлагаемый курс
ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто
встречающихся в быту, свойств веществ, которые находятся у каждого в
доме. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости
объяснить то или иное явление. Достижение целей обучения химии
определяется познавательной активностью учащихся, их желанием к
познанию этой трудной учебной дисциплины.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В рамках программы создаются условия для самореализации и саморазвития
каждого ребенка на основе его возможностей во внеурочной деятельности.
Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит
учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза
знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные науки,
история). Экология – понимание изменений в окружающей среде и
организовать свое отношение к природе. Физика – физические свойства
веществ, физические методы анализа вещества. История – исторические
сведения из мира химии. Биология - химический состав объектов живой
природы. Информатика – поиск информации в Интернете, создание и
оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.
Актуальность Данный курс внеурочной деятельности был создан с целью
формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он
ориентирован на учащихся 7 классов, то есть такого возраста, когда интерес
к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не
хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен
уметь обращаться с ними. Химическая наука и химическое производство в
настоящее время развиваются значительно быстрее любой другой отрасли
науки и техники и занимают все более прочные позиции в жизни
человеческого общества. В рамках предмета «Химия» не рассматривается

ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать
обучающихся изучением материала курса. Курс является актуальным в
связи с тем, что количество часов по химии в учебном плане сократилось, а
этот курс будет как бы подготовкой к основному изучению химии. Новизна
программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль учителя
состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для
наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие
ситуации с использованием различных методов обучения, при которых
каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и
интеллектуальные способности при решении поставленных задач. Новизна
программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного
процесса используются современные педагогические технологии: метод
проектов, исследовательские методы, информационные технологии
обучения. Сроки реализации программы: 1 год. Основа стандартов нового
поколения - системно деятельностный подход. Задача современной школы формирование и развитие у школьников таких качеств личности, которые
позволили бы им самостоятельно конструировать свое знание и активно
использовать его для решения проблем, постоянно возникающих в реальных
жизненных ситуациях. Поэтому курс внеурочной деятельности «В Химии
все интересно» предполагает: • воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества; • ориентацию на
результаты образования как системообразующий компонент курса, где
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат
образования; • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных
особенностей обучающихся; • обеспечение преемственности начального
общего, основного и среднего (полного) общего образования; •
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей
каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; •
гарантированность достижения планируемых результатов освоения
внеурочного курса «В химии все интересно», что и создает основу для
самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний,
умений, компетенций, видов и способов деятельности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование универсальных учебных действий; • Развитие
инновационного мышления, формируя и поддерживая интерес к химии,
имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у
учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для
безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. •
Формирование естественнонаучного мировоззрения школьников. •
Ознакомление с объектами материального мира. • Расширение кругозора
школьников: использование методов познания природы – наблюдение
физических и химических явлений, простейший химический эксперимент. •
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие» Задачи курса: Познакомить с
простыми правилами техники безопасности при работе с веществами;
обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и
оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели,
химические стаканы, воронки и др.). • Формировать представления о
качественной стороне химической реакции. Описывать простейшие
физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние,
прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение
окраски, выпадение осадка, выделение газа). • Научить выполнять
простейшие химические опыты по инструкции. • Дать возможность
овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности. •
Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать,
доказывать, решать учебную задачу. • Сформировать логические связи с
другими предметами, входящими в курс основного образования. •
Акцентировать практическую направленность преподавания. Результаты
изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и
личностные. • Познакомить с простыми правилами техники безопасности
при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике
химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки,
пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.). • Формировать
представления о качественной стороне химической реакции. Описывать
простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние,
прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение
окраски, выпадение осадка, выделение газа). • Научить выполнять
простейшие химические опыты по инструкции. • Дать возможность
овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности. •
Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать,
доказывать, решать учебную задачу. • Сформировать логические связи с

другими предметами, входящими в курс основного образования. •
Акцентировать практическую направленность преподавания.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Данная образовательная программа занятий внеурочной деятельности «В
химии все интересно» предназначена для обучающихся 7 класса, рассчитана
на 1 час в неделю.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что
позволяет сделать обучение эффективным и интересным: - сенсорного
восприятия (лекции, просмотр видеофильмов); - практические
(лабораторные работы, эксперименты); - коммуникативные (дискуссии,
беседы, ролевые игры); - комбинированные (самостоятельная работа
учащихся, проекты , экскурсии, творческие задания ); - проблемный
(создание на уроке проблемной ситуации). Педагогические технологии,
используемые в обучении. - Личностно – ориентированные технологии Игровые технологии - Технология творческой деятельности - Технология
исследовательской деятельности - Технология методов проекта. В
соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности:
беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные
и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита
исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Итогом
проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с
выводами, рисунками. На занятиях курса учащиеся учатся говорить,
отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на
вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на
публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать
перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"В химии всё интересно"
7 КЛАСС
Содержание курса (34часа) 1. Введение (2 ч). Химия-это наука о чем?
История открытия науки химии (видеофильм).Основные направления
развития современной химии Современные химические открытия
Лаборатория «Юный химик» (6ч) Кабинет химии. Правила техники
безопасности. Приборы в кабинете химии. Наблюдение и эксперимент как
методы изучения естествознания и химии Учебное исследование. Методы
исследования. Предмет, объект исследования. Оформление работы
Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус.Метилоранж. ароматизаторы пищи и
вкусовые добавки. Практическая работа №2. Анализ состава продуктов
питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и
действие на организм человека. Содержание нитратов в растительной пище
и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовления пищи.
Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.
Практическая работа №3. Определение нитратов в плодах и овощах.
Практикум-исследование «Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние
чипсов на здоровье человека». Практикум-исследование «Мороженое».
Защита проекта «О пользе и вреде мороженого». Практикум-исследование
«Шоколад». Защита проекта «О пользе и вреде шоколада». Практикумисследование «Жевательная резинка». Защита проектов «История
жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для
зубов?». Занятия Мойдодыра 3ч 2 1 Мыло или мыла? Отличие
хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного
мыла Практикум-исследование «Моющие средства для посуды». Занятиеигра «Мыльные пузыри». Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и
другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться
жидки х моющих средств. ИТОГО 34

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) в ценностно-ориентационной сфере – ответственное отношение к учению,
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; чувство гордости за химическую науку,
отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; 2) в
трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории; 3) в познавательной (когнитивной,
интеллектуальной) сфере – мотивация учения, умение управлять своей
познавательной деятельностью, коммуникативная компетентность в
процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные 1) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике; 2) умение
генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
3) Умение определять последовательность действий, определять
последовательность выполнения действий, составлять простейшую
инструкцию из 2–3 шагов. 4) овладение навыками самостоятельного
приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска
средств её осуществления; Познавательные 1) владение универсальными
естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение,
эксперимент, учебное исследование; применение основных методов
познания, анализировать объекты с целью выделения признаков; 2)
использование различных источников для получения химической
информации. 3) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные 1)организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; 2) Умение доказать свою точку
зрения, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его
свойствах, связях. 3) умение работать в группе – эффективно сотрудничать
и взаимодействовать на основе координации различных позиций при
выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его

участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
1.В познавательной сфере: • давать определения изученных понятий; •
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык
химии; • классифицировать изученные объекты и явления; • делать выводы
и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
• структурировать изученный материал и химическую информацию,
полученную из других источников; 2.В ценностно-ориентационной сфере: •
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека; • разъяснять на примерах
материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой
природы и человека как важную часть этого единства; • строить свое
поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
3.В трудовой сфере: • Планировать и проводить химический эксперимент; •
Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами,
описанными в инструкциях по применению. 4.В сфере безопасности
жизнедеятельности: • Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и
других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество
часов

0

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество
часов

0

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Раздел 1. Название
1.1

Введение

Итого

2

теория

2

Раздел 2. Лаборатория "Юный химик"
2.1

6

Итого

теория- 3 ч

практика -3ч

теория -1 ч

практика- 4 ч

теория -2 ч

практика -7ч

теория -3

практика -6

6

Раздел 3. Вещества
3.1

Свойства веществ

Итого

5
5

Раздел 4. Вещества на кухне
4.1

Вещества на кухне

Итого

9
9

Раздел 5. Химия и пища
5.1
Итого

Химия и пища

9
9

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 6. Занятия Мойдодыра
6.1

Занятия Мойдодыра

3

Итого

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

теория -2 ч

практика-1 ч

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество
часов

0

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество
часов

0

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Химия-это наука о чем? История открытия
науки химии (видеофильм)..

1

0

0

2

Основные направления развития
современной химии. Современные
химические открытия

1

0

0

3

Кабинет химии. Правила техники
безопасности.

1

0

0

4

Приборы в кабинете химии.

1

0

1

5

Наблюдение и эксперимент как методы
изучения естествознания и химии

1

0

0

6

Учебное исследование. Методы
исследования. Предмет, объект
исследования. Оформление работы

1

0

0

7

Индикаторы. Фенолфталеин.
Лакмус.Метилоранж.

1

0

1

8

Изменение цвета в различных средах.
Растительные индикаторы.

1

0

1

9

Тела и вещества. Наблюдения за каплями
воды. Наблюдения за каплями валерианы.
Распространение запаха духов, одеколона
или дезодоранта как процесс диффузии. ЛО
№1. Наблюдение броуновского движения

1

0

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

частичек черной туши под микроскопом ЛО
№2. Диффузия перманганата калия в
желатине.
10

Вода, её свойства. Способы очистки воды в
быту и её обеззараживание.Растворы.
приготовление растворов

1

0

0

11

Растворение перманганата калия и
поваренной соли, мела в воде горячей и
холодной

1

0

1

12

Лабораторная работа № 1 Физические и
химические явления.

1

0

0

13

Лабораторная работа № 2 Факторы,
влияющие на скорость химической реакции.

1

0

1

14

Поваренная соль и её свойства. Применение
хлорида натрия в хозяйственной
деятельности человека. Когда соль – яд.

1

0

0

15

Практическая работа №1. Выращивание
кристаллов из соли.

1

0

1

16

Давай знакомиться Каждой группе дается
задание: найти материал о веществах, с
которыми встречаемся в повседневной
жизни, на кухне, узнать о их применении,
придумать рекламу этого вещества.(сахар,
лимонная кислота, сода, чай, уксусная
кислота, молоко.

3

0

3

17

Металлы на кухне. Посуда из металлов.
Металлы в пище. Удивительный алюминий.
Почему темнеет нож? Лабораторная работа

1

0

0

№3 Ржавчина и её удаление.

18

Программа Microsoft Power Point Практика:
работа в программе Microsoft Power Point.
Презентация

2

0

2

19

Защита своих исследовательских работ

1

0

1

20

Что нужно знать, когда покупаешь продукты
и готовишь пищу.

1

0

0

21

Пищевые добавки. Какую опасность могут
представлять ароматизаторы пищи и
вкусовые добавки.

1

0

0

22

Практическая работа №2. Анализ состава
продуктов питания (по этикеткам),
расшифровка пищевых добавок, их значение
и действие на организм человека.

1

0

1

23

Содержание нитратов в растительной пище и
советы по уменьшению их содержания в
процессе приготовлении пищи. Качество
пищи и проблема сроков хранения пищевых
продуктов

1

0

0

24

Практическая работа №3. Определение
нитратов в плодах и овощах.

1

0

1

25

Практикум-исследование «Чипсы». Защита
проекта «Пагубное влияние чипсов на
здоровье человека».

1

0

1

26

Практикум-исследование «Мороженое».
Защита проекта «О пользе и вреде
мороженого».

1

0

1

27

Практикум-исследование «Шоколад».

1

0

1

Защита проекта «О пользе и вреде
шоколада».

28

Практикум-исследование «Жевательная
резинка». Защита проектов «История
жевательной резинки», «Жевательная
резинка: беда или тренинг для зубов?».

1

0

1

29

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного
мыла от туалетного. Щелочной характер
хозяйственного мыла

1

0

0

30

Практикум-исследование «Моющие средства
для посуды». Занятие-игра «Мыльные
пузыри».

1

0

1

31

Что такое «жидкое мыло». Стиральные
порошки и другие моющие средства. Какие
порошки самые опасные. Надо ли опасаться
жидки х моющих средств.

1

0

0

34

0

20

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».