ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театр
Занятия курса внеурочной деятельности «Театр» состоят из
теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие
сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о
жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас,
профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы
направлена на получение навыков актерского мастерства. Постановка сценок
к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных
праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных
произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному
искусству и мастерству.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какойлибо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Яконцепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего
мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного
поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой
деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации,
видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в
самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Театр
Формирование творческой индивидуальности
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Театр В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
МКОУ "Яровская СОШ"
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Театр
Массовая форма проведения в 3 классе рассчитана на 33 часа (1 час в
неделю)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Театр
3 КЛАСС
Вводные занятия
Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на
сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов
искусств. Знакомство с театрами (презентация)
Театральная игра
Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист,
художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра...»
Оформление и технические средства сцены.
Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать
способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое
внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию,
воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком
произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие
естественных
психомоторных
способностей
детей,
свободы
и
выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела
с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Особенности театрального искусства; виды театрального искусства,
основы актерского мастерства; культура зрителя.
Познакомить с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах
и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от
этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных
фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас,
образный строй речи.
Заключительное занятие.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
обучающегося. Отчет, показ любимых инсценировок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающихся будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над
пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов
своей деятельности; • анализировать причины
успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня все получится», «Я еще многое
смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении и
просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ
поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при
сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших
рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
Предполагают приобретение обучающимися новых знаний о принятых в
обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки
зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий
кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции
зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Предполагает приобретение
знаний по овладению практическими навыками одновременного и
последовательного включения в коллективную работу. На практических
занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,
сочувствие, обращаются за помощью. Итогом первого года посещения
кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления
перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка.
Умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии
посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей,
природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму
живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение
распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.
Обучающиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актерского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
0
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
0
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
3 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
Вводные занятия
Театральная игра
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
4
Знакомство с
коллективом,
правилами
поведения на
кружке. Игра на
сплочение. Беседа
о театре. Значение
театра, его
отличие от других
видов искусств.
Знакомство с
театрами
Игра, беседа.
11
Структура театра,
основные
профессии: актер,
режиссер,
сценарист,
художник, гример.
Сценический этюд
«Уж эти
профессии
театра...»
Оформление и
Игры
Количество
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
технические
средства сцены.
Научить
ориентироваться в
пространстве,
равномерно
размещаться на
площадке, строить
диалог с
партнером на
заданную тему;
развивать
способность
произвольно
напрягать и
расслаблять
отдельные группы
мышц, запоминать
слова героев
спектаклей;
развивать
зрительное,
слуховое
внимание, память,
наблюдательность,
образное
мышление,
фантазию,
воображение,
интерес к
сценическому
искусству;
упражнять в
четком
произношении
слов,
отрабатывать
дикцию;
воспитывать
нравственноэстетические
качества.
Ритмопластика
включает в себя
комплексные
ритмические,
музыкальные
пластические игры
и упражнения,
обеспечивающие
развитие
естественных
психомоторных
способностей
детей, свободы и
выразительности
телодвижении;
обретение
ощущения
гармонии своего
тела с
окружающим
миром.
Упражнения
«Зеркало»,
«Зонтик»,
«Пальма».
Развивать умение
произвольно
реагировать на
команду или
музыкальный
сигнал, готовность
действовать
согласованно,
включаясь в
действие
одновременно или
последовательно;
развивать
координацию
движений; учить
запоминать
заданные позы и
образно
передавать их;
развивать
способность
искренне верить в
любую
воображаемую
ситуацию; учить
создавать образы
животных с
помощью
выразительных
пластических
движений.
Культура и
техника речи.
Игры и
упражнения,
направленные на
развитие дыхания
и свободы
речевого аппарата.
Развивать речевое
дыхание и
правильную
артикуляцию,
четкую дикцию,
разнообразную
интонацию,
логику речи;
связную образную
речь, творческую
фантазию; учить
сочинять
небольшие
рассказы и сказки,
подбирать
простейшие
рифмы;
произносить
скороговорки и
стихи;
тренировать
четкое
произношение
согласных в конце
слова;
пользоваться
интонациями,
выражающими
основные чувства;
пополнять
словарный запас.
3
Основы театральной культуры
11
Особенности
театрального
искусства; виды
театрального
искусства, основы
актерского
мастерства;
культура зрителя.
Познакомить с
театральной
терминологией; с
основными
видами
Беседа
театрального
искусства;
воспитывать
культуру
поведения в
театре. Работа над
спектаклем
(пьесой, сказкой)
базируется на
авторских пьесах
и включает в себя
знакомство с
пьесой, сказкой,
работу над
спектаклем - от
этюдов к
рождению
спектакля. Показ
спектакля. Учить
сочинять этюды
по сказкам,
басням; развивать
навыки действий с
воображаемыми
предметами; учить
находить
ключевые слова в
отдельных фразах
и предложениях и
выделять их
голосом;
развивать умение
пользоваться
интонациями,
выражающими
разнообразные
эмоциональные
состояния
(грустно,
радостно, сердито,
удивительно,
восхищенно,
жалобно,
презрительно,
осуждающе,
таинственно и
т.д.); пополнять
словарный запас,
образный строй
речи.
4
Заключительное занятие.
7
Подведение
итогов обучения,
обсуждение и
анализ успехов
каждого
обучающегося.
Отчет, показ
любимых
инсценировок.
Беседа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
0
Основное
содержание
Основные
виды
деятельности
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Введение.
1
2
Школа-театр.
1
3
Что такое искусство.
1
4
Театр как вид искусства
1
5
Театральные профессии. 1 занятие
1
6
Театральные профессии. 2 занятие
1
7
Перед спектаклем антракт
1
8
Аплодисменты.
1
9
Культура и техника речи. 1 занятие
1
10
Культура и техника речи. 2 занятие
1
11
Ритмопластика 1 занятие
1
12
Ритмопластика 2 занятие
1
13
Основы театральной культуры.
1
14
В мастерской художника и костюмера.
1
15
Мастерская актера и режиссера. 1
занятие
1
16
Мастерская актера и режиссера. 2
занятие
1
17
Придумываем и делаем костюмы. 1
занятие
1
18
Придумываем и делаем костюмы. 2
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
занятие
19
Театральные маски.
2
20
Делаем декорации (практическое
занятие).
2
21
В мастерской бутафора.
2
22
Делаем афишу и программки.
2
23
Учимся актерскому мастерству.
2
24
Работа над спектаклем.
1
25
Репетиции диалогов.
1
26
Репетиция спектакля.
1
27
Реквизит и костюмы.
1
28
Показ спектакля.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
0
0
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы