Программа по внеурочной деятельности по химии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «В химии все интересно» детализирует содержание курса внеурочной деятельности, дает подробное распределение часов и
последовательность изучения тем и разделов.
Данная программа предназначена для учащихся 8 классов, позволяет расширить и углубить у учащихся практическое применение полученных
теоретических знаний по химии.
Авторская программа рассчитана на учащихся 8 классов на 34 учебных часа, ориентирована на углубление и расширение знаний, на развитие
любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, проводить химический эксперимент с
использованием современных приборов и оборудования центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точки
роста».
При разработке программы акцент делался на вопросы, которые в базовом курсе химии основной школы рассматриваются недостаточно полно
или не рассматриваются совсем. Задачи и упражнения подобраны так, что занятия по их осмыслению и решению проходят либо параллельно с
изучаемым на уроках материалом, либо как повторение уже полученных знаний.
В обучении химии большое значение имеет эксперимент. В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретут опыт познания
реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения.
Реализовать указанные цели поможет оснащение школьного кабинета химии современными приборами и оборудованием центра образования
естественно-научной и технологической направленностей «Точки роста». Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной
программы позволит создать условия:
• для расширения содержания школьного химического образования;
• для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
• для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых
интересов и потребностей;
• для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах
веществ. На основе полученных экспериментальных данных учащиеся смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять
закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников.
Актуальность программы в том, что она создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка, развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности,
формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности. Знания и умения,
необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Одним из основных принципов построения программы является принцип доступности. Экспериментальные данные, полученные учащимися
при выполнении количественных опытов, позволят учащимся самостоятельно делать выводы, выявлять закономерности. Подходы, заложенные в
содержание программы курса, создают необходимые условия для системного усвоения учащимися основ науки, для обеспечения развивающего
и воспитывающего воздействия обучения на личность учащегося. Формируемые знания должны стать основой системы убеждений школьника,
центральным ядром его научного мировоззрения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций предмета «Химия» традиционно относят формирование
знаний основ химической науки как области современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов
мировой культуры. Задача предмета состоит в формировании системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и
теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, знаний о научных методах изучения веществ и
химических реакций, а также в формировании и развитии умений и способов деятельности, связанных с планированием, наблюдением и
проведением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточнены и скорректированы с учётом новых приоритетов в системе основного общего
образования. Сегодня в образовании особо значимой признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование
её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать своё образование самостоятельно становится одной из важнейших
функций учебных предметов.
В связи с этим при изучении химии в основной школе доминирующее значение приобрели такие цели, как:
формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений,
способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным методам
познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания,
ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ (6 ЧАСОВ)
Знакомство с основными методами науки. Экспериментальные основы химии. Знакомство школьников с основными методами исследования и
оборудованием центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точки роста». Правила поведения в кабинете
химии. Вводный инструктаж. Представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых приборов. Представление о температуре
плавления, обратимости плавления и кристаллизации.
Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени».
Лабораторный опыт № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество?».
Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра».
Лабораторный опыт № 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла».
РАЗДЕЛ 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (8 ЧАСОВ)
Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня, завтра. Простые и сложные вещества. Физические и химические свойства веществ. Чистые
вещества и смеси. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Закон сохранения массы веществ.
Практическая работа № 2 «Способы разделения смесей».
Лабораторный опыт № 4 «Определение водопроводной и дистиллированной воды».
Демонстрационный эксперимент № 1 «Закон сохранения массы веществ».
РАЗДЕЛ 3. РАСТВОРЫ (6 ЧАСОВ)
Понятие о растворах: определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов. Кристаллогидраты. Выращивание
кристаллов. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества, молярная концентрация.
Практическая работа № 3 «Определение концентрации веществ колориметрическим по калибровочному графику».
Лабораторный опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры».
Лабораторный опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов.
Лабораторный опыт № 7 «Пересыщенный раствор».
Лабораторный опыт № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата».
РАЗДЕЛ 4. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (7 ЧАСОВ)
Химические реакции. Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. Реакции соединения,
разложения, замещения, обмена, нейтрализации.
Лабораторный опыт № 9 «Реакция соединения фосфора с кислородом, оксида фосфора (V) с водой».
Лабораторный опыт № 10 «Реакция разложения гидроксида меди (II)».
Лабораторный опыт № 11 «Реакция разложения малахита».
Лабораторный опыт № 12 «Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса».
Лабораторный опыт № 13 «Реакция замещения водорода цинком в растворе соляной кислоты».
Лабораторный опыт № 14 «Реакция замещения водорода кальцием (натрием, литием) в воде».
Лабораторный опыт № 15 «Реакция обмена между карбонатом кальция и соляной кислотой».
Лабораторный опыт № 16 «Реакция обмена между хлоридом бария и серной кислотой».
Лабораторный опыт № 17 «Реакция нейтрализации»
Демонстрационный эксперимент № 2 «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции».
РАЗДЕЛ 5. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (5 ЧАСОВ)
Классификация неорганических соединений. Оксиды — состав, номенклатура, классификация, химические свойства. Понятие о гидроксидах —
кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Щёлочи, их свойства и способы получения. Нерастворимые основания, их свойства и
способы получения. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Классификация кислот (в том числе органические и
неорганические), их состав, номенклатура. Общие химические свойства кислот. Ряд активности металлов. Состав, номенклатура солей, правила
составления формул солей. Химические свойства солей.
Практическая работа № 4 «Получение медного купороса».
Лабораторный опыт № 18 «Определение состава воздуха».
Лабораторный опыт № 19 «Определение рН различных сред».
Лабораторный опыт № 20 «Определение кислотности почв».
Демонстрационный эксперимент № 3 «Основания. Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом».
РАЗДЕЛ 6. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ (2 ЧАСА)
Химическая связь. Виды химической связи. Кристаллическое строение вещества. Кристаллические решётки — атомная, ионная, молекулярная и
их характеристики.
Демонстрационный эксперимент № 4 «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решеток»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
• определение мотивации изучения учебного материала;
• оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
• повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии
и общества;
• знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
• оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;
• владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
• целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий
достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планирование пути достижения целей;
• устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
• умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• умение принимать решения в проблемной ситуации;
• постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;
• организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
• прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и
способа действия при необходимости.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
• поиск и выделение информации;
• анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;
• выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
• выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
• самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;
• описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков;
• изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности химических реакций с помощью химических
уравнений;
• проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на
основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников;
• умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
• полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное
содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе
информации;
• определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов
работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся;
• описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметнопрактической деятельности;
• умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
• развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и
дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной теории;
• различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания химических реакций;
• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
• получать, собирать газообразные вещества и распознавать их;
• характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических соединений, проводить опыты, подтверждающие
химические свойства изученных классов неорганических веществ;
• раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, готовить растворы с определённой
массовой долей растворённого вещества;
• характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки, определять вид химической связи в
неорганических соединениях;
• проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ;
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способно сти
вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками
вещества;
• использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению
свойств, способов получения и распознавания веществ;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
• создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Наименование
разделов и тем
программы
Методы
познания в
химии
Количество часов
всего
практические
работы
6
1
лабора
торные
опыты
3
демонстрац
ионные
эксперимен
ты
0
Дата
изучения
Планируемые результаты
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
06.09.2022
11.10.2022
Определять
возможность
проведения реакций и процессов,
требующих нагревания.
Умение выбирать приборы для
проведения измерений, требующих
точности показаний.
Знать процессы, протекающие при
плавлении
веществ
и
их
кристаллизации.
Умение работать с оборудованием
центра образования естественнонаучной
и
технологической
направленностей «Точки роста».
Умение
пользоваться
нагревательными приборами.
Планировать и осуществлять на
практике
химические
эксперименты,
проводить
наблюдения, делать выводы по
результатам эксперимента.
Следовать правилам безопасной
работы
в
лаборатории
при
использовании химической посуды
и оборудования, а также правилам
обращения с горючими веществами
Материально-техническая
база центра «Точка роста».
Электронные презентации.
Сайт ФИПИ. Открытый
банк
заданий
для
формирования
естественно-научной
грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Сайт Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
Сайт Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов.http://fcior.edu.ru
/
2
Первоначальные
химические
понятия
8
1
1
1
18.10.2022
13.12.2022
3
Растворы
6
1
4
0
20.12.2022
07.02.2023
в быту
Уметь отличать водопроводную
воду от дистиллированной, знать,
почему
для
проведения
экспериментов
используют
дистиллированную воду.
Уметь
отличать
физические
процессы от химических ре акции.
Знать, что при протекании реакций
молекулы веществ разрушаются, а
атомы сохраняются (для веществ с
молекулярным строением).
Знать формулировку закона и уметь
применять его на практике, при
решении расчётных задач.
Умение работать с оборудованием
центра образования естественнонаучной
и
технологической
направленностей «Точки роста».
Планировать и осуществлять на
практике
химические
эксперименты,
проводить
наблюдения, делать выводы по
результатам эксперимента.
Следовать правилам безопасной
работы
в
лаборатории
при
использовании химической посуды
и оборудования, а также правилам
обращения с горючими веществами
в быту
Иметь представление о разной
зависимости
растворимости
веществ от температуры.
Уметь
использовать
цифровой
микроскоп для изучения формы
кристаллов.
Иметь представление о различной
Материально-техническая
база центра «Точка роста».
Электронные презентации.
Сайт ФИПИ. Открытый
банк
заданий
для
формирования
естественно-научной
грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Сайт Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
Сайт Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов.http://fcior.edu.ru
/
Материально-техническая
база центра «Точка роста».
Электронные презентации.
Сайт ФИПИ. Открытый
банк
заданий
для
формирования
естественно-научной
4
Химические
реакции
7
0
9
1
14.02.2023
28.03.2023
насыщенности
раствора
растворяемым веществом.
Уметь определять концентрацию
раствора, используя инструкцию.
Знать
способность
кристаллогидратов разрушаться при
нагревании.
Умение работать с оборудованием
центра образования естественнонаучной
и
технологической
направленностей «Точки роста».
Планировать и осуществлять на
практике
химические
эксперименты,
проводить
наблюдения, делать выводы по
результатам эксперимента.
Следовать правилам безопасной
работы
в
лаборатории
при
использовании химической посуды
и оборудования, а также правилам
обращения с горючими веществами
в быту
Использовать
химическую
символику для составления формул
веществ, молекулярных уравнений
химических реакций.
Понимать
сущность
процесса
нейтрализации и применять процесс
нейтрализации на практике.
Умение работать с оборудованием
центра образования естественнонаучной
и
технологической
направленностей «Точки роста».
Планировать и осуществлять на
практике
химические
эксперименты,
проводить
наблюдения, делать выводы по
грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Сайт Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
Сайт Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов.http://fcior.edu.ru
/
Материально-техническая
база центра «Точка роста».
Электронные презентации.
Сайт ФИПИ. Открытый
банк
заданий
для
формирования
естественно-научной
грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Сайт Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов.
http://school-
5
Основные
классы
неорганических
соединений
5
1
3
1
04.04.2023
16.05.2023
результатам эксперимента.
Следовать правилам безопасной
работы
в
лаборатории
при
использовании химической посуды
и оборудования, а также правилам
обращения с горючими веществами
в быту
Классифицировать
изучаемые
вещества по составу и свойствам.
Знать объёмную долю составных
частей воздуха.
Уметь
проводить
простейшие
синтезы неорганических веществ с
использованием инструкции.
Уметь определять рН растворов.
Применять умения по определению
рН в практической деятельности.
Уметь определять кислотность
почв.
Прогнозировать свойства веществ
на основе общих химических
свойств изученных классов/групп
веществ, к которым они относятся.
Умение работать с оборудованием
центра образования естественнонаучной
и
технологической
направленностей «Точки роста».
Планировать и осуществлять на
практике
химические
эксперименты,
проводить
наблюдения, делать выводы по
результатам эксперимента.
Следовать правилам безопасной
работы
в
лаборатории
при
использовании химической посуды
и оборудования, а также правилам
collection.edu.ru/catalog
Сайт Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов.http://fcior.edu.ru
/
Материально-техническая
база центра «Точка роста».
Электронные презентации.
Сайт ФИПИ. Открытый
банк
заданий
для
формирования
естественно-научной
грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Сайт Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
Сайт Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов.http://fcior.edu.ru
/
6
Химическая
связь
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2
0
0
1
34
4
20
4
23.05.2023
30.05.2023
обращения с горючими веществами
в быту
Определять вид химической связи в
соединении.
Показать зависимость физических
свойств
веществ
от
типа
химической связи.
Умение работать с оборудованием
центра образования естественнонаучной
и
технологической
направленностей «Точки роста».
Планировать и осуществлять на
практике
химические
эксперименты,
проводить
наблюдения, делать выводы по
результатам эксперимента.
Следовать правилам безопасной
работы
в
лаборатории
при
использовании химической посуды
и оборудования, а также правилам
обращения с горючими веществами
в быту
Материально-техническая
база центра «Точка роста».
Электронные презентации.
Сайт ФИПИ. Открытый
банк
заданий
для
формирования
естественно-научной
грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Сайт Единая коллекция
цифровых образовательных
ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/catalog
Сайт Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов.http://fcior.edu.ru
/
№
п/п
Дата
проведени
я
Тема
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ (6 ЧАСОВ)
1
06.09.2022 Основные методы науки
2
13.09.2022 Экспериментальные основы химии
3
20.09.2022 Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени»
Представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых
приборов
5
04.10.2022 Представление о температуре плавления и обратимости плавления.
Лабораторный опыт № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество?».
Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью
датчика температуры и термометра».
6
11.10.2022 Представление о кристаллизации.
Лабораторный опыт № 3 «Определение температуры плавления и
кристаллизации металла»
РАЗДЕЛ 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (8 ЧАСОВ)
7
18.10.2022 Немного из истории химии
8
25.10.2022 Химия вчера, сегодня, завтра
9
08.11.2022 Простые и сложные вещества
10
15.11.2022 Физические и химические свойства веществ
11
22.11.2022 Чистые вещества и смеси. Отличие чистых веществ от смесей.
Лабораторный опыт № 4 «Определение водопроводной и дистиллированной
воды»
12
29.11.2022 Способы разделения смесей
13
06.12.2022 Практическая работа № 2 «Способы разделения смесей»
14
13.12.2022 Закон сохранения массы веществ.
4
27.09.2022
Колич
ество
часов
1
1
1
1
Использование оборудования
центра естественнонаучной
направленности
Центра «Точка роста»
Цифровая лаборатория с датчиками
Датчик температуры термопарный,
спиртовка
Датчиковая система
1
Датчик температуры платиновый,
термометр, электрическая плитка,
спиртовка
1
Датчик температуры термопарный
1
1
1
1
1
1
1
1
Датчик электропроводности,
цифровой микроскоп
Спиртовка
Весы электронные
Демонстрационный эксперимент № 1 «Закон сохранения массы веществ»
РАЗДЕЛ 3. РАСТВОРЫ (6 ЧАСОВ)
15
20.12.2022 Понятие о растворах: определение растворов, растворители, классификация
растворов.Лабораторный опыт № 7 «Пересыщенный раствор»
16
10.01.2023 Растворимость.
Лабораторный опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от
температуры».
17
17.01.2023 Кристаллогидраты.
Лабораторный опыт № 8 «Определение температуры разложения
кристаллогидрата»
18
24.01.2023 Выращивание кристаллов.
Лабораторный опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов
19
31.01.2023 Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого
вещества, молярная концентрация
20
07.02.2023 Практическая работа № 3 «Определение концентрации веществ
колориметрическим по калибровочному графику»
РАЗДЕЛ 4. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (7 ЧАСОВ)
21
14.02.2023 Химические реакции. Признаки химических реакций.
Демонстрационный эксперимент № 2 «Выделение и поглощение тепла –
признак химической реакции»
22
21.02.2023 Классификация химических реакций по различным признакам
23
28.02.2023 Реакция соединения.
Лабораторный опыт № 9 «Реакция соединения фосфора с кислородом, оксида
фосфора (V) с водой»
24
07.03.2023 Реакция разложения.
Лабораторный опыт № 10 «Реакция разложения гидроксида меди (II)».
Лабораторный опыт № 11 «Реакция разложения малахита»
25
14.03.2023 Реакция замещения.
Лабораторный опыт № 12 «Реакция замещения меди железом в растворе
1
Датчик температуры платиновый
1
Датчик температуры платиновый
1
Датчик температуры платиновый
1
Цифровой микроскоп
1
1
Датчик оптической плотности
1
Датчик темпера туры платиновый
1
1
1
1
Спиртовка
медного купороса».
Лабораторный опыт № 13 «Реакция замещения водорода цинком в растворе
соляной кислоты».
Лабораторный опыт № 14 «Реакция замещения водорода кальцием (натрием,
литием) в воде»
26
21.03.2023 Реакция обмена.
Лабораторный опыт № 15 «Реакция обмена между карбонатом кальция и
соляной кислотой».
Лабораторный опыт № 16 «Реакция обмена между хлоридом бария и серной
кислотой»
27
28.03.2023 Реакция нейтрализации.
Лабораторный опыт № 17 «Реакция нейтрализации»
РАЗДЕЛ 5. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (5 ЧАСОВ)
28
04.04.2023 Оксиды.
Лабораторный опыт № 18 «Определение состава воздуха»
29
11.04.2023
Основания.
Демонстрационный эксперимент № 3 «Основания. Тепловой эффект реакции
гидроксида натрия с углекислым газом»
Кислоты.
Лабораторный опыт № 19 «Определение рН различных сред».
Лабораторный опыт № 20 «Определение кислотности почв»
31
25.04.2023 Соли
32
16.05.2023 Практическая работа № 4 «Получение медного купороса»
РАЗДЕЛ 6. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ (2 ЧАСА)
33
23.05.2023 Химическая связь и ее виды
34
30.05.2023 Кристаллическое строение вещества. Кристаллические решётки.
Демонстрационный эксперимент № 4 «Температура плавления веществ с
разными типами кристаллических решеток»
30
18.04.2023
1
1
Датчик рН
1
1
Прибор для определения состава
воздуха
Дозатор объёма жидкости, бюретка,
датчик температуры платиновый,
датчик давления, магнитная мешалка
Датчик рН
1
1
Цифровой микроскоп
1
1
1
Датчик температуры платиновый,
датчик температуры термопарный
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Химия. 8 класс/Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр
ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Беспалов Павел Иванович, Дорофеев Михаил Викторович. Методическое пособие «Реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленностей по химии с использованием оборудования центра «Точка роста»».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л. А. Практикум по аналитической химии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Химия,
2000. — 328 с.
2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимаельные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.:
Химия, 1979. — 392 с.
3. Дерпгольц В. Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с.
4. Жилин Д. М. Общая химия. Практикум МГИУ, 2006. — 322с. L-микро. Руководство для студентов. — М.:
5. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/Беспалов П. И. Дорофеев М.В., Жилин Д.М.,
Зимина А.И., Оржековский П.А. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с.
6. Кристаллы. Кристаллогидраты: 6. Мифтахова Н. Ш., Петрова Т. Методические указания к лабораторным работам. Н.,
Рахматуллина И. Ф. — Казань: Казан. гос. технол. ун-т., 2006. — 24 с.
7. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров:
«Издательство Астрель», 2002. — 347 Учебное пособие. — М.: «Издательство АСТ»: с.
8. Леенсон И. А. Химические реакции: 8. ООО «Издательство Астрель, Тепловой эффект, равновесие, скорость. — М.: 2002. — 192
с.
9. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. — М.: Химия, 1971. — С. 71―89.
10. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1987. —240 с.
11. Неорганическая химия: В 3 т./ Под ред. Ю. Д. Третьякова. Т. 1: Физико-химические основы неорганической химии: Учебник
для студ. высш. учеб. заведений/М. Е. Ю. Д. Тамм, Третьяков. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. —240 с.
12. Петрянов И. В. Самое 1976. — 96 необыкновенное вещество в мире. — М.: Педагогика, с.
13. Стрельникова Л. Н. Из чего всё 2011. — 208 с. сделано? Рассказы о веществе. — М.: Яуза-пресс.
14. Сусленникова В.М, Киселева Е. К. растворов. — Л.: Химия, 1967. — 139 с. Руководство по приготовлению титрованных
15. Фарадей М. История свечи: Пер. с англ./Под ред. Б. В. Главная редакция Новожилова. — М.: Наука. физико-математической
литературы,1980. — 128 с., ил. — (Библиотечка «Квант»)
16. Хомченко Г. П., Севастьянова К. И. 16. М.: Просвещение, 1989. Окислительно-восстановительные реакции. — — 141 с.
17. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия / Глав. ред.В. А. 17. И. Володин, вед. науч. ред. Леенсон. — М.: Аванта +, 2003. — 640 с.
18. Эртимо Л. Вода: книга о самом 18. КомпасГид, 2019. — 153 c. важном веществе в мире: пер. с фин. —М.:
19. Чертков И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
20. Сайт
МГУ.
Программа
курса
химии
для
учащихся
8—9
классов
общеобразовательной
школы.
http://www.chem.msu.su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog.
21. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniydlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
22. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog
23. Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.http://fcior.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический
ряд напряжений металлов, модели кристаллических решеток, модели атомов.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕНТРА "ТОЧКА РОСТА":
- датчик температуры (термопарный);
- спиртовка;
- датчик температуры платиновый;
- термометр;
- электрическая плитка;
- датчик электропроводности;
- цифровой микроскоп;
- прибор для опытов с электрическим током;
- весы электронные;
- прибор для определения состава воздуха;
- датчик оптической плотности;
- датчик рН;
- дозатор объема жидкости;
- бюретка;
- датчик давления;
- магнитная мешалка.
Штативы лабораторные, штативы для пробирок, пробирки, пробиркодержатели, мерные цилиндры, химические стаканы, колбы,
весы лабораторные с разновесами, воронки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, спички, комплекты реактивов, наборы
индикаторов.