ОРСТ, 9кл

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Основы работы
с текстом» для 9 класса составлена в соответствии с положениями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения, на основе следующих нормативных
документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации;
 САНПиНа 2.4.2. №2821-10, №19993; постановление Главы
гос.сан.врача РФ от 29.12.10 №189 с изменениями и дополнениями от
28.06.13, 24.11.15, 22.05.19;
 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе, реализующем образовательные программы
общего образования и имеющие государственную аккредитацию на
2021-2022 учебный год (Приказ Министерства просвещения РФ от
20.05.20 № 254, Приказ от 23.12.20 № 766 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»);
 Примерной Программы основного общего образования по русскому
языку (www.fgosreestr.ru – Электронный ресурс комплектов рабочих
программ);
 Учебного плана МКОУ «Яровская СОШ» на 2024-2025 учебный год;
 Основной образовательной программы среднего общего образования
МКОУ «Яровская СОШ».
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю, первое
полугодие). Срок реализации программы – 1 год.

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
В результате изучения элективного курса выпускник должен
знать/понимать:
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;
- сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей,
языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,
описания, рассуждения);
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические, орфографические, пунктуационные);
- нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык
художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и
стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,
лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности;
- значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим
учебным предметам.
Содержание тем учебного курса
Выразительное чтение текста
Принципы
выразительного
чтения
текста.
Интонационное
соответствие пунктуационному оформлению текста. Соответствие темпа
чтения коммуникативной задаче. Сложные, труднопроизносимые слова.
Орфоэпические нормы имен существительных. Грамматические нормы
имен существительных. Орфоэпические нормы употребления имен
прилагательных.
Грамматические
нормы
употребления
имен
прилагательных.
Орфоэпические
нормы
употребления
имен
числительных. Грамматические нормы употребления имен числительных.
Орфоэпические
нормы
употребления
глаголов,
причастий
и
деепричастий. Грамматические нормы употребления глаголов, причастий
и деепричастий.
Пересказ текста с включением цитаты
Принципы запоминания текста. Правила цитирования текста.
Включение цитаты в пересказ.
Монолог на предложенную тему
Культура ведения монолога. Структура монолога. Монологические
высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение).
Алгоритм составления текстов различных типов речи. Речевые клише,
используемые в текстах-рассуждениях. Создание текста в соответствии с
заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Ведение диалога
Понятие о диалоге. Особенности ведения диалога. Понятие о
внимательном молчании. Типы речевых, грамматических ошибок.
Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

Учебно-тематическое планирование
№

Раздел

1

Выразительное чтение
текста
Пересказ текста с
включением цитаты
Монолог на предложенную
тему
Ведение диалога

2
3
4

Итого:

Коли- Реализация воспитательного
чество
потенциала урока
часов (виды и формы деятельности)
1. Установление доверительных
4
3
5
5

17

отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися
указаний учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности.
2. Использование воспитательных
воздействий при изучении учебного
предмета через демонстрацию
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.

Поурочное планирование
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Выразительное чтение текста (4 часа)
Принципы выразительного чтения текста. Интонационное
соответствие пунктуационному оформлению текста.
Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче. Сложные,
труднопроизносимые слова.
Орфоэпические нормы слов разных частей речи.
Грамматические нормы употребления слов разных частей речи.
Пересказ текста с включением цитаты (3 часа)
Принципы запоминания текста.
Правила цитирования текста. Включение цитаты в пересказ.
Зачет. Пересказ с включением цитаты.
Монолог на предложенную тему (5 часов)
Культура ведения монолога. Тип речи – повествование.
Культура ведения монолога. Тип речи – описание.
Культура ведения монолога. Тип речи – рассуждение.
Лексические нормы употребления слов разных частей речи.
Практикум. Составление монологических высказываний.
Ведение диалога (5 часов)
Понятие о диалоге. Особенности ведения диалога.
Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.
Зачет. Диалог.
Тренировочное итоговое собеседование.
Тренировочное итоговое собеседование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».