Приложение № 3 ФРП функциональная грамотность 1-4

Пояснительная записка
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность» для 2
класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требования к основной образовательной программе начального
общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов
(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные
компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не
техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на
текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем
и
будущем
потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Цель
изучения
блока
«Глобальная
компетентность»
изучать
местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия,
понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и
уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для
обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление»- умение человека
использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей,
формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался
раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои
разработки, совершенствовать их.
2

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в
неделю.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию
математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
Планируемые результаты освоения курса
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа
над проектами иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и
представления информации;
3

овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
4

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения
и
принимать
решения,
которые
необходимы
конструктивному,активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и
межкультурного
значения
(например,
бедность,
экономическая
взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты,
культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном
мире;-способность использовать знания о мире и критически мыслить при
рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и
вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного
национального, этнического, религиозного, социального или культурного
происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации,
например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное
окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность
детей.
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
Раздел
п/
п
1 Читательская
грамотность

Колво
часов
1
1
1

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

Михаил Пришвин. Беличья Библиотечные уроки;
память.
Деловые беседы;
И.
Соколов-Микитов.
В Участие
в научно
5

1
1
1
1
1

2.

Итого
Математическая
грамотность

Итого
3.

Креативное
мышление
Итого

3.

Финансовая
грамотность

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
2
1
1
1
1

4.

5.

Итого
Естественнонаучная
грамотность

1
1
1
7
1
1
1
1
1
1

Итого

1
7
1

Глобальная
компетентность

1
Итого

берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая
игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.

исследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно
исследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

История
со
словом
«фотоальбом».
Рассказы по картинкам.
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые
деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно
исследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности
яблока.
Про хомяка и его запасы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно
исследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Комплексное задание
«Футбол и дружба»
Комплексное задание «Случай
в гостях»

2
6

Итого

34

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Тема занятия

Всего
В том числе
Дата проведения
часов
Теория Практика План
Факт
Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья
1
0,5
0,5
память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
0,5
0,5
Лев Толстой. Зайцы.
1
0,5
0,5
Николай Сладков. Веселая игра.
1
0,5
0,5
Обыкновенные кроты.
1
0,5
0,5
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0,5
0,5
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
Про бобров.
1
0,5
0,5
Математическая грамотность
Про беличьи запасы.
1
0,5
0,5
Медвежье потомство.
1
0,5
0,5
Про зайчат и зайчиху.
1
0,5
0,5
Лисьи забавы.
1
0,5
0,5
Про крота.
1
0,5
0,5
Про ежа.
1
0,5
0,5
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
Бобры строители.
1
0,5
0,5
Креативное мышление
История со словом
1
0,5
0,5
«фотоальбом».
Рассказы по картинкам
1
0,5
0,5
Финансовая грамотность
Беличьи деньги.
1
0,5
0,5
Поврежденные и фальшивые
1
0,5
0,5
деньги.
Банковская карта.
1
0,5
0,5
Безопасность денег на
1
0,5
0,5
банковской карте.
Про кредиты.
1
0,5
0,5
Про вклады.
1
0,5
0,5
Ловушки для денег.
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
Про белочку и погоду.
1
0,5
0,5
Лесные сладкоежки.
1
0,5
0,5
Про зайчишку и овощи.
1
0,5
0,5
Лисьи норы.
1
0,5
0,5
Корень часть растения.
1
0,5
0,5
Занимательные особенности
1
0,5
0,5
7

яблока.
32. Про хомяка и его запасы.
1
0,5
0,5
Глобальная компетентность
33. Комплексное задание «Футбол и
1
0,5
0,5
дружба»
34. Комплексное задание «Случай в
1
0,5
0,5
гостях»
Итого: 34
17
17

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».