Рабочая программа воспитания (ДГ)

УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора ....
№_____ от «______» августа 2021 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯРОВСКАЯ СОШ»
(дошкольная группа)

с. Яр, 2021

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель Программы воспитания
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
1.3. Деятельности и культурные практики в ДОО
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
1.5. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.1.1 Патриотическое направление воспитания
2.1.2. Социальное направление воспитания
2.1.3. Познавательное направление воспитания
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
2.1.5. Трудовое направление воспитания
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми . События ОУ
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижения планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей

3
5
5
7
8
8
9
12
12
12
13
14
14
15
16
17
19
25
25
27
27
28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания для МКОУ «Яровская СОШ» (дошкольная группа)
(далее – Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки
рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля
2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана
мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в
дошкольных образовательных организациях предполагает преемственность по
отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее –
НОО).
МКОУ «Яровская СОШ» руководствуется определением понятия «образовательная
программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная
программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание,
планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом
случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной
работы, форм аттестации».
Программа
воспитания
является
структурной
компонентой
основной
образовательной программы МКОУ «Яровская СОШ». В связи с этим в структуру
Программы воспитания включены три раздела – целевой, содержательный и
организационный, предусмотрев в каждом из них обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде»1.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке, его воспитание, обучение и развитие.
Реализация Программы основана на сетевом взаимодействии с разными
субъектами воспитательно-образовательного процесса.
В основе процесса воспитания детей в ДОО лежит конституционные и
национальные ценности российского общества.
1

п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Целевые ориентиры рассматриваются, как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ОУ
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты
определяются направлениями программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в программе воспитания
отражены образовательные отношения сотрудничества
образовательного учреждения (далее – ОУ) с семьями дошкольников, а также со всеми
субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно
воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их
к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они нашли свое отражение в
основных направлениях воспитательной работы МКОУ.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
ОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет
приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой образовательной
программы МКОУ «Яровская СОШ», региональной и муниципальной специфики
реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются
в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического и физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство
с другими организациями.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в ОУ – личностное развитие дошкольников и создание
условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей
российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания в МКОУ «Яровская СОШ» формируются для каждого
возрастного периода ( от 3 до 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели
воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными
действующими нормативными правовыми документами в сфере МКОУ «Яровская
СОШ».
Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной
работы:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
воспитанника в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования.
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей
и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
Программы с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
10.Формирование
базовых
основ
национальных,
этнокультурных,
демографических, климатических условий развития родного края.
Принципы, лежащие в основе программы:
1. Принцип гуманности (признание и уважение самоценности человеческого
существа);
2. Принцип доступности (каждому ребенку должны быть понятны предлагаемый
материал, если ребенок не понял необходимо ему объяснить);
3. Принцип комфортности самочувствия ребенка (создание эмоционально
положительной среды, атмосфера защищенности и поддержи ребенка;
4. Принцип последовательности;
5. Принцип активности (все дети проявляют активность);
6. Принцип сотрудничества (построение взаимоотношений и поддержание
достоинства).
В основе разработанной рабочей программы воспитания положен
воспитательный образ юного гражданина России.
Принятый воспитательный образ (идеал) – это высоконравственный, сознательный
гражданин России, принимающий её судьбу как свою личную, осознающий
ответственность за своё здоровье, настоящее и будущее своей страны.
Формирование воспитательного образа осуществляется на базе национальных
ценностей, которые являются «фундаментом» отношения человека к миру.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» дано определение: «Базовые национальные ценности – это основные
моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в
культурных,
семейных,
социально-исторических,
религиозных
традициях
многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к
поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».
Сущность базовых национальных ценностей в РФ заключается в том, что они
выступают основополагающими началами построения общественных отношений во всех
сферах человеческой жизнедеятельности.
Перед современным дошкольным образованием поставлена задача формирования
системы ценностей, которая опирается на преемственность поколений, сохраняет и
развивает традиции российского народа. Актуальность вопроса воспитания ценностей у
детей дошкольного возраста продиктована социальными запросами, государственной
политикой в вопросах воспитания подрастающего поколения, необходимостью
приобщения детей к базовым ценностям. Дошкольный возраст - это период приобщения
ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.
Дошкольное детство – пора закладывания семян духовности в растущей и
развивающейся личности. Именно в этом возрасте, актуальной становиться задача
воспитания дошкольников на основе общечеловеческих ценностей, к которым
относятся:
•
Патриотизм – любовь к своей семье, Малой Родине, России, культурному и
историческому наследию;

•
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, закон и
правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
•
Духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое и этическое
развитие
•
Труд и творчество – творчество и созидание, уважение к труду,
настойчивость и целеустремленность.
В связи с этим в Рабочей программе воспитания в основе воспитательной
системы в ОУ лежат базовые национальные ценности:
•
Патриотические ценности: любовь к малой Родине, уважение традиций и
обычаев народов России, уважение и гордость за свою Отчизну;
•
Семейные ценности: любовь к родителям, забота о старших, уважение к
семейным традициям;
•
Гражданские ценности: уважение к правам других людей (детей),
соблюдение общепринятых норм в обществе;
•
Человеческие ценности: милосердие, добро и справедливость, уважение к
людям;
•
Трудовые ценности: уважение к труду других людей, желание помогать
взрослым;
•
Научные ценности: уважение к знаниям, стремление познавать что-то новое;
•
Культурные ценности: уважение к культуре своего народа и других народов,
понимание ценности творческих произведений
•
Природные ценности: любовь к природе, бережное отношение к
окружающему миру.
•
Человечество - уважение к людям других национальностей, странам мира.
Таким образом, воспитательная система в ОУ будет содействовать целостному
духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и
направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический и деятельностный подходы. Концепция Программы основывается на
базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие субъектности и личности ребенка в
деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сензитивного периода воспитания; теории об амплификации
(обогащении) развития ребенка средствами разных «специфически детских видов
деятельности».
При создании программа воспитания учтены принципы ДО, определенными
Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО).

Программа
воспитания
построена
на
основе
духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе
как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, на уважение к его персоне,
достоинству и защиту его прав на свободу и развитие.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу,
пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения.
Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса,
при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.

1.3. Деятельности и культурные практики в ОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В соответствии с принципами ОУ, сформулированными во
ФГОС ДО (п.3 раздела 1.4 «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»), и моделью
образовательного процесса. В качестве средств реализации цели воспитания выступают
следующие основные деятельности и культурные практики:
 предметно-целевая деятельность (виды деятельности, организуемые взрослым, в
которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее
реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо
линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно
сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
В МКОУ «Яровская СОШ» не осуществляется оценка результатов воспитательной
работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».
1.5. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3

Направление
воспитания
Патриотическое

лет)
Портрет ребенка раннего возраста (к 3-м годам)
Ценности
Показатели
Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье,
близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие,
доброту. Испытывающий чувство удовольствия в
случае одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении. Способный
общаться с другими людьми с помощью
вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к окружающему миру и
активность в поведении и деятельности.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию:
моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т.
д.
Стремящийся быть опрятным. Проявляющий
интерес к физической активности. Соблюдающий
элементарные правила безопасности в быту, в
Учреждении, на природе.

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и
красота

Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в доступных
действиях.
Стремящийся к самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в
продуктивных видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
( от 3 до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Патриотическое
Родина,
Любящий свою малую родину и имеющий
природа
представление о своей стране, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье,
близким людям.
Осознание детьми своей сопричастности к
культурному наследию своего народа; осознние
себя жителем своего района, села, гражданина
своей страны, патриотом.
Социальное
Человек, семья,
Различающий основные проявления добра и
дружба,
зла, принимающий и уважающий ценности
сотрудничество семьи и общества; правдивый, искренний;
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку; проявляющий зачатки
чувства долга: ответственность за свои действия
и поведение; принимающий и уважающий
различия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный
и
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Познавательное
Знания
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом; проявляющий активность,
самостоятельность, субъектную инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании; обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных
ценностей российского общества.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и
красота

Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности; проявляющий
трудолюбие и субъектность при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве;
стремящийся
к
отображению
прекрасного
в
продуктивных
видах
деятельности;
обладающий
зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Целевые ориентиры воспитательной работы,
в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
Средний возраст (4-5 лет):

появляется интерес ребенка к объектам окружающего мира,
сопровождающийся попытками их анализировать;

участие детей в той или иной деятельности вместе со взрослыми с
проявлением самостоятельности и творчества;

общение с представителями животного и растительного мира, вызванное
заботой о них.
Старший возраст (5-6 лет)

соблюдение правил поведения в окружающей среде;

контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;

выраженная потребность в заботе о представителях животного и
растительного мира;

способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической
деятельности;

доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам,
людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года,
устанавливать причинно-следственные связи;

осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных
животных не бывает;

обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг,
водоем);

отношение к человеку, как к естественному объекту природы;

познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;

экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах
окружающей среды и гуманного отношения к природе.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной
из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства
любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и
народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия,
ощущения принадлежности к своему народу, сознания собственной востребованности в
родной стране.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
– когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
– эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
– регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за
настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач ОУ сосредоточивает свое внимание на
нескольких основных направлениях воспитательной работы:
– ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
– организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
– формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семьи, дружбы, человека и личности в команде лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться
правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи,
группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к
социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в
детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к 8 годам
положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создании условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1. Задачи, связанные с познавательной деятельностью детей. Формирование у
ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с
распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе,
примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на
материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих
детей в группе в различных ситуациях.
2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач ОУ сосредотачивает свое внимание на нескольких
основных направлениях воспитательной работы:
– организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
– воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
– учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
– учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;

– организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
– создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель
познавательного
направления
воспитания
–
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания является формирование целостной картины мира
ребенка, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к
миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
– совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
– организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности,
проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
– организация насыщенной и структурированной образовательной среды,
включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию,
различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направления воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового
образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое
развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной
активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой
деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
1) укрепление: закаливание организма, повышение сопротивляемости к
воздействию условий внешней среды, укрепление опорно-двигательного аппарата;
2) развитие: развитие двигательных способностей, обучение двигательным
навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры,
спорта, здоровья и безопасного образа жизни;
3) сохранение: организация сна, здорового питания, воспитание экологической
культуры, обучение безопасности жизнедеятельности и выстраиванию правильного
режима дня.
Направления деятельности воспитателя:
– организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных
игр, дворовых игр на территории детского сада;
– создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
– введение оздоровительных традиций в ОУ.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является
важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у

дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не
только гигиене и здоровью человека, но и нормальным социальным ожиданиям
окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ОУ.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из
ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной
периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство и постепенно они
становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, ОУ сосредотачивает свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
– формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
– формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
и чистоте тела;
– формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
– включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков ведется в
тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском
саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на
детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его
нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении ребенка к
труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, а также познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков
планирования.
3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач сосредоточить свое внимание на нескольких
направлениях воспитательной работы:
– показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
– воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с
трудолюбием;
– предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;

– собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
– связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное
чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений
является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания.

формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, их
влиянии на внутренний мир человека;

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;

развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;

формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Основные направления воспитательной работы:

учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;

воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах;

воспитывать культуру речи (называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво,
владеть голосом);

воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ОУ; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после
завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта, развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:

– выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
– уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ОУ;
– организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
– формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
– реализацию вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
В МКОУ «Яровская СОШ» (дошкольная группа) образовательный процесс
осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В связи с этим обучение и
воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы является
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и
метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет
отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игрыдраматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и
игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и
навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы,
организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества
педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы
обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во
время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она
организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации
дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном
внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный
материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс организуется в развивающей среде, которая образуется
совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством
собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного
накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности,
гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости
изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей,

проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно
ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим,
умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в
различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе является физическое воспитание и
развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации
режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с
детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели определяется
комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность
ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах:
младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5
часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных
подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского
туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части
нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование
эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах
труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является
индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов,
предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке
трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация
детского труда.
Важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить
приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания,
консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых
дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются
средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки,
тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению
праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.
На организацию воспитательного процесса в МКОУ оказывает влияние культурное
наследие района. В ОУ реализуется программа «Мы живем на Урале» О.В.Толстиковой,
О.В.Савельевой. Благодаря взаимодействию с социальными партнёрами (библиотека,
школа, клуб) создаются благоприятные возможности для обогащения деятельности,
расширяется
спектр
возможностей
по
осуществлению
сотрудничества
с
социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития детей.
Сотрудничество с учреждениями социокультурной сферы позволяет укрепить физическое
здоровье и удовлетворять познавательные потребности детей, обогащать эстетический
опыт, расширять кругозор, приобщать к истокам народной культуры.

2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Профессионально-родительская общность
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения
социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными
представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного
единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ОУ.
Активное вовлечение родителей в педагогический процесс осуществляется через
проведение совместных спортивных мероприятий, праздников, тренингов и «Дней
открытых дверей». На должном уровне организуется работа педагогами по обобщению
семейного воспитания. Работа с родителями (законными представителями)
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На уровне группы и ОУ.
- Родительский комитет группы, члены общего родительского комитета,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их обучающихся.
- Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов.
- Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные
моменты,
образовательную деятельность, общесадиковские мероприятия, для получения
представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в МКОУ.
- Родительские форумы при интернет-сайте МКОУ, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психолога, учителя-логопеда и педагогических работников, руководителя МКОУ.
- Участие родителей в общих мероприятиях: праздниках, экологических акциях,
творческих мастерских, проектах, физкультурно-спортивных мероприятиях,
участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в
конкурсах на уровне муниципалитета, ОУ, подготовка проектов по оформлению
помещений ОУ к праздникам, оформлению территории ОУ к летне-оздоровительному
сезону и зимним играм.
Вниманию родителей на общих собраниях представляются выступления детей,
тематические выставки литературы и методических пособий, анкетирование, фото-,
видеопросмотры из жизни детей в дошкольном учреждении по темам:
- День защиты детей;
- Вот как мы живем…
-Игра как фактор развития личности ребенка и др.;
Структурно - функциональная модель взаимодействия ОУ и семьи
Основная задача педагога - создание условий для ситуативно-делового, личностноориентированного общения с родителями на основе общего дела.
Методы:
- опрос,
- анкетирование,
- интервьюирование,

- наблюдение,
- изучение медицинских карт.
Основная задача родителя - решение конкретных задач, которые связаны со
здоровьем детей и их развитием.
Формы взаимодействия:
- практические занятия (взрослый-взрослый, взрослый – ребенок, ребенок –
ребенок),
- игровые тренинги,
- семинары – практикумы
-мастер-классы.
Методы:
- проигрывание моделированных ситуаций,
- взаимодействие,
- сотрудничество.
Основная задача - количественный и качественный анализ эффективности
мероприятий, которой проводится педагогами дошкольного учреждения.
Формы взаимодействия:
- родительские собрания
- родительская конференция
Методы:
- повторная диагностика, опрос, наблюдения,
- книги отзывов,
- оценочные листы,
- самоанализ педагогов, учет активности родителей и т.п.
Методы рефлексии воспитательных приемов:
Использование структурно-функциональной модели взаимодействия МКОУ и
семьи по вопросам развития ребенка позволяет наиболее эффективно использовать
нетрадиционные формы социального партнерства ОУ.
Формы взаимодействия с родителями.
Информационно-аналитические формы
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с
родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого
воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых
педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и
потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на
аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностноориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение
эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного
общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести
анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы
Анкетирование
Один из распространенных методов диагностики, который
используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения
образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее
членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка

Опрос

Интервью
беседа

Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета)
социально-психологическом
взаимодействии
исследователя
и
опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит
словесное или письменное суждение человека
и
Характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью
исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных
сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны,
позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то,
что не подвластно изучению другими методами), с другой — делает эту
группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов
существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса
никогда не может гарантировать полной достоверности информации)
Познавательные формы

Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру
родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание
ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы
взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и
психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для
формирования их практических
Практикум
Форма выработки у родителей педагогических умений по
воспитанию
детей, эффективному решению
возникающих
педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического
мышления родителей-воспитателей.
Лекция
Форма
психолого-педагогического
просвещения,
раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания
Дискуссия
Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из
интересных для родителей форм повышения уровня педагогической
культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных
проблем, способствующая формированию умения всесторонне
анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт,
стимулирующий активное педагогическое мышление
Круглый стол
Особенность этой формы состоит в том, что участники
обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии
каждого
Симпозиум
Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники
по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на
вопросы
Дебаты
Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений
представителей противостоящих, соперничающих сторон
Педагогический
Главной целью совета является привлечение родителей к
совет с участием активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на
родителей
основе учета его индивидуальных потребностей

Педагогическая
Предполагает обсуждение участия родителей в различных
лаборатория
мероприятиях
Родительская конСлужит повышению педагогической культуры родителей;
ференция
ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только
родители, но и общественность
Общее родительГлавной целью собрания является координация действий
ское собрание
родительской общественности и педагогического коллектива по
вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей
Групповые родиДейственная форма взаимодействия воспитателей с
тельские собрания коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с
задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного
возраста в условиях детского сада и семьи
Аукцион
Собрание, которое проходит в игровой форме, в виде
«продажи» полезных советов по выбранной теме
Вечера вопросов и
Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания,
ответов
применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои
знания, обсудить некоторые проблемы развития детей
Родительские
Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это
вечера
праздники общения с родителями друга своего ребенка, это
праздники воспоминаний младенчества и детства собственного
ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями
ставит жизнь и собственный ребенок
Родительские чтеДают возможность родителям не только слушать лекции
ния
педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее
обсуждении
Родительский треАктивная форма взаимодействия работы с родителями,
нинг
которые хотят изменить свое отношение к поведению и
взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более
открытым и доверительным
Педагогическая
Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение
беседа
единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям
своевременной помощи
Семейная гостиПроводится с целью сплочения родителей и детского
ная
коллектива, тем самым оптимизируются детско- родительские
отношения; помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей,
улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми
Клубы для родитеПредполагают установление между педагогами и родителями
лей
доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами
значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что
педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении
возникающих трудностей воспитания
Дни добрых дел
Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ
(ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании предметноразвивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать
атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между

День
открытых
дверей

Неделя открытых
дверей

Ознакомительные
дни
Эпизодические
посещения

Исследовательскопроектные, ролевые, имитационные и деловые
игры

воспитателем и родителями
Дает возможность познакомить родителей с дошкольным
учреждением, его традициями, правилами, особенностями
воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и
привлечь их к участию
Родители в течение недели (в любое время) могут прийти в
детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом,
режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже
проникнуть в его интересы и потребности
Для родителей, дети которых не посещают дошкольное
учреждение
Предполагают постановку конкретных педагогических задач
перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно
образовательной
деятельностью,
поведением
ребенка,
его
взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью
педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у
родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в
обстановке отличной от домашней
В процессе этих игр участники не просто впитывают
определенные знания, а конструируют новую модель действий,
отношений; в процессе обсуждения участники игры с помощью
специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и
найти приемлемое решение
Досуговые формы

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные
отношения между родителями и детьми
Праздники,
Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить
утренники,
участников педагогического процесса
мероприятия
(концерты,
соревнования)
Выставки
Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и
работ
детей
родителей и
детей,
семейные
вернисажи
Совместные
Укрепляют детско-родительские отношения
походы
и
экскурсии

Письменные формы
Еженедельные
записки

Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают
семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его
любимых занятиях и другую информацию
Неформальные
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой,
записки
чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только
что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в
них могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка;
семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие
благодарность или содержащие просьбы
Личные
Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей,
блокноты
чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском
саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях,
как дни рождения, новая работа, поездки, гости
Письменные
Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет
отчеты
о личных контактов
развитии
ребенка
Наглядно-информационные формы
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления
родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях
дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов,
пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность
воспитателя
ИнформационноНаправлены на ознакомление родителей с дошкольным
ознакомительные учреждением,
особенностями
его
работы,
с
педагогами,
занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете,
«Летопись ОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в
средствах массовой информации, информационные проспекты,
видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки
детских работ; фотовыставки и информационные проспекты
ИнформационноНаправлены на обогащение знаний родителей об особенностях
просветиразвития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика
тельские
заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не
прямое, а опосредованное - через газеты, организацию тематических
выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов
организации различных видов деятельности, режимных моментов;
фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания МКОУ обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства, при соблюдении условий, отражающих готовность всех
участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и
регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды
совместной деятельности. Программа направлена на сохранение преемственности
принципов воспитания при переходе с уровня дошкольного образования на уровень
начального общего образования:
1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения.
2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива
к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4. Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) :
Кадровый потенциал реализации Программы
Педагогические работники, реализующие Программу, обладают основными
компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей:

Обеспечение эмоционального благополучия;

Поддержка индивидуальности и инициативы;

Построение вариативного развивающего образования;

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка
В целях эффективной реализации Программы созданы условия:
 Для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в
том числе их дополнительного профессионального образования;
 Для консультативной поддержки педагогических работников и родителей
(законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей;
Для организационно-методического сопровождения процесса реализации
Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы Организация,
реализующая
Программу
обеспечена
материально-техническими
условиями,
позволяющие реализовать ее цели и задачи, в том числе: осуществлять все виды детской
деятельности, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной
группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых
образовательных потребностей; организовывая участие родителей воспитанников

(законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке
основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также
образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную
деятельность; использовать в образовательном процессе современные образовательные
технологии; обновлять содержание основной образовательной программы, методики и
технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования,
запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) с учётом
особенностей социокультурной среды развития воспитанников; эффективного
использования профессионального и творческого потенциала педагогических,
руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную
деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и
правовой компетентности; эффективного управления организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных
технологий, современных механизмов финансирования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе
материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения
Программы ;
2) выполнения Организацией требований санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов, в том числе к:
- условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
- оборудованию и содержанию территории;
- помещениям, их оборудованию и содержанию;
- естественному и искусственному освещению помещений;
- отоплению и вентиляции;
- водоснабжению и канализации;
- организации питания;
- медицинскому обеспечению;
- приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- организации режима дня;
- организации физического воспитания;
- личной гигиене персонала;
- пожарной безопасности и электробезопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;
3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организация имеет необходимые для всех видов образовательной деятельности
воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности:
- учебно-методический комплект Программы;
- помещения для занятий;
- оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства обучения и
воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями обучающихся,

- мебель, техническое оборудование и хозяйственный инвентарь.
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ОУ.
Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и
взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой,
каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком
совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит
стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен
взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает
смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач
воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и
спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи
детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ОУ, группы, ситуацией
развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ОУ возможно в следующих формах:
– разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
– проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
– создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из
соседнего детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это
поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС)
отражает федеральную,
региональную специфику, а также специфику ОУ и включает:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания,
и способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности социокультурных условий, в которой находится организация.

Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с
семьей.
Среда
обеспечивает
ребенку возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников,
героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть
отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной
организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам
воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ОУ и основанием для
проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
Инклюзивное образование – это идеальная норма для воспитания, реализующая
такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь,
совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны
разделяться всеми участниками образовательных отношений в ОУ.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ОУ обеспечивает возможность включения
каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в

команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации
его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в ОУ, реализующую
инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом
воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию
ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ОУ являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семье
ребенка
с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
детей
с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний
и представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».